В редакцию «Вечернего Харькова» неоднократно обращаются читатели с нареканиями на работу пассажирской службы ЮЖД.

Корреспонденты  «Вечернего Харькова» решили собственными глазами посмотреть, с чем приходится сталкиваться пассажирам,  отправляющимся в путь с Южного вокзала.

Легенду придумали такую: нужно в ближайшие двое суток добраться до Ивано-Франковска. Задачу усложнял багаж из нескольких сумок и чемоданов и родственник с особыми потребностями, пожелавший лично проводить  отъезжающих.  

Где припарковаться инвалиду?


Итак, прежде чем отправиться за билетом, решили пристроить сумки и чемоданы в камере хранения, которая располагается под кассовым залом.  Однако три эскалатора, которые ведут в цокольный этаж, оказались в нерабочем состоянии, и пассажирам, обвешанным  баулами, приходится спускаться и подниматься пешком по эскалатору.

– Ячейка автоматической камеры хранения стоит 12.50 – на двое суток, – вежливо сообщила кладовщица. – В одну вы можете определить несколько сумок.

Избавившись от багажа, решили позаботиться о родственнике, который якобы собирается подъехать на своем инвалидном авто к поезду. Для инвалидов-колясочников предусмотрен отдельный вход в вокзал, оборудованный пандусом, который заботливо посыпан песочком, чтобы коляска не скользила. Но въезжая на пандус, человек сразу же попадает «под душ» – с крыши на него ручьем льется вода. 

Первое, что бросается в глаза на автостоянке, – практически все места для инвалидов, которые расположены как раз напротив пандуса, заняты джипами и машинами с «шашечками» (на них нет знака, указывающего, что за рулем инвалид). 

– У нас родственник – инвалид, – обратились мы к парковщику. – Есть, куда ему заехать?

– Пока есть, – указал он на одно из самых неудачных мест, которое пустовало по одной лишь причине – там красовалась огромная глубокая лужа. – Но не факт, что когда он подъедет, место будет свободно.

– Это что же, все льготные места инвалидами заняты? – интересуюсь.

– Скорее всего, нет, – не скрывает парковщик. – Просто наглые люди ставят туда свои машины.  Но мы этот процесс не контролируем – наша задача обилетить клиентов.

Судя по всему, нашему гипотетическому родственнику придется нелегко пристроить свою «инвалидку» на стоянку.

В «старом» вокзале билеты продают по старинке


Теперь – за билетами. Напоминаем, сейчас они именные, но в кассе при покупке предъявлять паспорт не обязательно, достаточно назвать ФИО того, кто отправляется в путь.  Рри посадке же в поезд проводнице нужно предъявить не только билет, но и документы, удостоверяющие личность. Постель входит в стоимость билета, цена колеблется от 14 до 27 гривен – в зависимости  от того, на какой железной дороге был сформирован состав. Самая дорогая – в поездах киевского формирования. За стакан чая в пакетике придется выложить порядка четырех гривен.  Кстати, стоимость напитка можно включить в билет (1-2 стакана) или оплачивать в вагоне непосредственно проводнику. 

Для начала решили заглянуть в зал сервисных услуг, где, помимо прочего, можно  без проблем купить билет на любое направление. Однако вход туда платный.

– Стоимость билетов в сервисном зале такая же, как и во всех остальных кассах вокзала, но чтобы попасть туда – нужно заплатить 24 гривны с человека, – «обрадовала» девушка-администратор. – Это дает вам возможность приобрести от одного до шести билетов, если больше – нужно заплатить 48 гривен. Кроме того, вы можете бесплатно пользоваться туалетом, три часа провести в комнате ожидания –  у нас есть WI-FI и другие услуги.

В кассовом зале в старом здании Южного вокзала процедура покупки билета обычная: нужно занять очередь в кассу, чтобы взять билет на любое направление. В это время дня работало несколько касс, в очередях – три-пять  человек.

Кстати, кассы предварительной продажи билетов, которые располагались на улице Славянской, сейчас закрыты, заранее билеты можно купить здесь же –  на Южном вокзале.  Очереди небольшие – по  четыре-пять человек.

«Что это у вас за талончик?»


А вот в терминале Б Южного вокзала, где кроме пригородных располагаются и кассы на поезда дальнего следования, введена система «Электронная очередь».

Прежде чем пристраиваться к «живой» очереди в ту или иную кассу, пассажиру нужно получить талончик в терминале, расположенном тут же в кассовом зале. На нем указан  номер, дата и время выдачи. Затем нужно подождать, когда на электронном табло (над терминалом) высветится номер талона с указанием кассы –  только в ней, предъявив талончик, вы сможете купить билет. Однако, несмотря на то что система  действует на Южном вокзале уже года два, многие пассажиры, которые нечасто отправляются в дорогу, об электронной очереди слыхом не слыхивали. А посему по старинке сразу занимают очередь в кассу.

– Что это у вас за талончик? – обращается женщина к стоящему перед ней парню.

Тот ей объясняет, что без него билет в кассе не продадут. Женщина бежит к терминалу, получает талончик и резво возвращается на место.

– Подождите, – смеется парень. – Вы сначала дождитесь, когда на табло высветится номер кассы по вашему талончику. Может, вам придется в соседнее окошко очередь занимать.

– В прошлый раз пришлось дважды отстоять очередь – это было накануне праздников, желающих уехать было очень много, – поделился горьким опытом другой пассажир. – Выстоял очередь в кассу, однако билет мне не продали – кассир отправила за талончиком. Отстоял очередь в терминал, потом долго ждал, пока мой номерок высветится на табло, и – снова в очередь к кассе. В общей сложности часа два потратил.

К слову, неосведомленных пассажиров, которые попали в такую же ситуацию, в кассовом зале оказалось немало.

– Хотели как лучше, а получилось как всегда, – шутят люди. – Вроде бы  электронная очередь создается для удобства пассажиров, чтобы не собирать очереди к кассам, но объяснить это людям по-человечески не удосужились. 

По правде говоря, по громкоговорителю периодически объявляется, что работает система «Электронной очереди» и какие конкретно шаги нужно предпринять, чтобы купить билет. Однако на слух эта информация воспринимается плохо.

«Идите в справочную, не задерживайте очередь»


В терминале Б были открыты всего три кассы, одна из которых работала на пригородные направления, две – 2-я и 7-я – на дальние. Номер нашей электронной очереди, указанный на талоне, – 448 (дата: 15.01.2015, время: 12.42.29). На электронном табло в это время высвечивался 445-й. Через десять минут на экране появился наш номер с указанием кассы №7.

У окошка – три человека, люди у кассы надолго не задерживаются. Но на женщине, за которой мы стояли, очередь застопорилась. Дама намеревалась купить билет, расплатившись за него по банковской карточке, но ни одну из трех имеющихся, терминал не принимал.

– Платите наличкой, – предложила кассир.

– И не подумаю, – возмутилась пассажирка. – Мне удобно карточкой, тем более что с собой у меня такой суммы нет.  Мало того что я 40 минут простояла в кассу №2, а там терминала нет, так и тут он не работает. Зовите старшего кассира!

Тем временем у кассы №7 начала собираться очередь, при этом в работающей кассе №2  женщина зевала от скуки –  у окошка никого. Я метнулась туда, но не тут-то было.

– У вас есть талон в мою кассу? – на полуслове перебила кассир

– Нет, – говорю, – у меня в 7-ю, но там проблема – терминал не работает, очередь застопорилась...

– Ничем помочь не могу, – равнодушно ответила она  и отвернулась.

Пассажиры похитрее нашли выход: снова отправились к терминалу и получали талончики до тех пор, пока не выпал талон во 2-ю кассу. Мы поступили аналогично. Отстояв еще одну очередь,  отдала кассиру талон: «Мне нужно добраться до Ивано-Франковска». 

– Прямого поезда туда нет, – не вдаваясь в долгие объяснения, сообщила та. – Идите в справочную, не задерживайте очередь.

Отправляясь за справкой, обратили внимание, что ситуация в 7-й кассе еще не разрешилась...

«Если заплатите – расскажу»

У окошка справочной – никого. На видном месте – табличка «Все справки платные – 5,40 грн».

– А где можно получить бесплатную справку? – спрашиваю.

– На табло, – отвечает девушка, – идите и смотрите расписание.

– Но мне нужно в ближайшие два дня попасть в Ивано-Франковск.

– Вам нужно ехать с пересадкой. Если будете платить – расскажу, как, – заинтриговала  она.

Получив согласие, девушка, заглянула в компьютер и предложила  несколько вариантов:

– Можно ехать до Киева и оттуда до Ивано-Франковска, а можно – через Львов, – озвучила она. 

Мы выбираем дорогу через столицу. Уточнив, когда именно будем ехать,  в справочной подобрали несколько вариантов, чтобы интервал между пересадками был небольшим. При этом девушка не забыла предупредить, что билеты в пятницу и в воскресенье обойдутся  на 10% дороже. Устроившие нас варианты она выписала на листочек, указав номера поездов, время отправления и прибытия и стоимость билетов: до Киева и оттуда – до Ивано-Франковска.

Оплатив услугу, мы получили чек и бумажку с заветной информацией. Теперь можно снова отправляться за билетом.

Сдать билет порой непросто


Кстати, если билет уже на руках, а планы внезапно поменялись, –  его можно сдать, но вернут не полную стоимость. Однако и в этом случае пассажир может столкнуться с неожиданным препятствием.

– Сегодня билет сдала без проблем буквально за пять минут, – поделилась отошедшая от кассы девушка. – А вот летом ситуация была другая. Мне нужно было сдать билеты в Киев. Работало несколько касс возврата – и в каждую огромная очередь: человек 20. Стоять пришлось не меньше часа. Как оказалось, мне еще повезло – мой билет приняли. А вот у ребят, которые стояли за мной, билеты были куплены через интернет. Так им нужно было сначала поменять интернет-билеты на железнодорожные в другой кассе. А потом снова отстоять час в очереди в кассу возврата, чтобы их сдать.

– Кстати, в Харькове можно сдать билет, где бы вы его ни купили, – на станции Лосево, Леваде, Балашовке, Баварии, Основе – только в кассе возврата на Южном вокзале, – подключается к разговору Дмитрий, которому приходится частенько ездить в командировки.

«Пассажир знает, как ехать»


Пока мы стояли в очереди за билетами, наслушались немало историй. Например, об опоздании поездов.

– 1 января 2015 года мы ехали с пятилетним сыном на скоростной электричке Харьков – Днепропетровск, – рассказывает Татьяна. – Купили билет, стоим на платформе – мороз 10 градусов. Объявляют: «Электропоезд Харьков – Днепропетровск прибудет на такой-то путь». Однако время прибытия подходит, а электрички нет. Десять минут, 20, 30 –  электрички нет, а из динамика молчание. Мы даже погреться никуда не можем отойти: вдруг подъедет. Через 50 минут объявляют: «задерживается на 50 минут». Всего на 50 минут или еще на 50 минут? Стоять на морозе уже не было сил, и мы пошли сдавать билет – а там уже очередь из наших несостоявшихся попутчиков. И тут слышим: «Прибыла...» Мы бегом на платформу, едва успели. После этой поездки ребенок надолго слег с высокой температурой.

Попадают пассажиры и  в анекдотические ситуации.

– Недавно ехал из Харькова в Апостолово Днепропетровской области – с пересадкой в Запорожье. Скоростной электричкой приехал на станцию Запорожье-1, дальше нужно было добраться (тоже на электричке) на станцию Запорожье-2, чтобы сесть на криворожский электропоезд до Апостолово. Билет на пригороде можно брать прямой – от места до места, что, кстати, экономит средства. Я обращаюсь к кассиру в пригородной кассе Запорожья-1 с целью купить билет до Апостолово через Запорожье-2. Она переспрашивает: «Через что?» Повторяю: «Через Запорожье-2, чтобы пересесть на криворожскую электричку». «А она есть?» – спрашивает у меня кассир. Ну, говорю, сайт Преднепровской ЖД показывает, что она есть. Кассир билет оформила, а на обратной стороне ручкой написала: «Пассажир знает, как ехать», число и подпись, – со смехом демонстрирует уникальный проездной документ пассажир

Пассажирская служба: «Недоработки исправим»


В пассажирской службе, куда «Вечерний Харьков обратился за комментарием, пообещали проконтролировать ситуацию.

В частности, по поводу занятости льготных мест на автостоянке, первый заместитель начальника пассажирской службы ЮЖД Александр Булгаков, заверил, что это поправимо.

– Пока вы не обратились, я даже не знал, что существует проблема. Вообще-то, сотрудники парковки должны следить за такими моментами – просто есть нерадивые работники. Будет проведена работа, чтобы эти недостатки были устранены, – пообещал он.

А вот о неработающих эскалаторах, ведущих в камеру хранения, в пассажирской службе знают.

– Отремонтировать эскалаторы я не обещаю, – признается Александр Булгаков. – Но мы планируем перенести камеры хранения в более удобное для пассажиров место – на цокольный этаж, сразу при выходе из тоннеля. Проект уже есть, правда, когда начнутся эти работы – пока сказать не могу.

Что касается «Электронной очереди», Александр Булгаков пообещал отработать систему оповещения пассажиров.

– Мы подумаем, как лучше доносить до пассажиров эту информацию, – обнадежил первый замначальника ПС.

Пообещал Александр Булгаков наладить и процедуру возврата билетов, купленных через интернет.

Что касается справочной службы, то, по словам Александра Булгакова, платной является эта услуга или нет – зависит от сложности запрашиваемой информации.

– Устные ответы на элементарные вопросы, конечно же, должны предоставляться бесплатно. Проведем работы с сотрудниками справочной, чтобы они не отправляли пассажиров к табло, – заверил он. – Но если информация предоставляется письменно – такие услуги платные, у нас они все подотчетные.

Комментируя платный вход в зал сервисных услуг, Александр Булгаков отметил, что зал является альтернативой для пассажиров, которые в состоянии доплатить за дополнительный сервис.

– Зал сервисных услуг – это наши дополнительные доходы. Он предусмотрен для тех, кто, допустим, не хочет стоять в очереди за билетом, – поясняет он.

Что же касается оповещения пассажиров о задержке поезда – эта информация, по словам Александра Булгакова, должна не только звучать из динамиков, но и высвечиваться на электронных табло на платформах и в центральном зале.

– Еще раз проверю и дам задание, чтобы его проконтролировали, – сообщил первый замначальника ПС. – Спасибо, что обратились. Будем больше внимания уделять этим вопросам.