Харьковская команда аквадизайнеров — «Студия изящной аквариумистики Владимира Ужика и Ольги Барановской» — во всемирном конкурсе мастерства «The International Aquatic Plants Layout Contest 2005» (IAPLC) оказалась впереди Европы всей, уступив лишь Японии, Корее и Тайваню. В этом году на суд жюри было представлено 894 водных «пейзажа» из 33 стран. В итоге наши соотечественники получили два приза: Владимир Ужик в мировом рейтинге занял пятое место и стал обладателем «Bronze Prize», а Ольга Барановская, добравшаяся до 17-й ступеньки, удостоилась «Honour Prize».

Всего в мире насчитывается около пяти подобных конкурсов. Из них IAPLC считается самым престижным и демократичным; его уже пять лет проводит ежегодно мировой законодатель высокой аквариумной моды Такаши Амано со своей фирмой Aqua Design Amano Co. LTD. Демократичность мероприятия заключается в том, что для участников нет никаких ограничений: пришли по почте фотографию оформленного аквариума и заполни регистрационную форму. Дальше все зависит от судей, главные критерии для которых — оригинальность, гармоничность и естественность композиции. Безусловно, учитываются и специфические нюансы: как долго может просуществовать «пейзаж», условия содержания аквариума… В общем, всего сразу и не перечесть.
Харьковская «Студия изящной аквариумистики…» — первое и до сих пор единственное творческое объединение на постсоветском пространстве, дизайнеры которого удостоены наград такого высокого уровня. Ольга Барановская стала первой и единственной женщиной в Европе, получившей приз IAPLC. А руководитель студии Владимир Ужик уже дважды обогнал европейцев в «амановском» конкурсе. Скажем, в этом году из них выше всех поднялся Оливер Кнотт — известнейший аквадизайнер из Германии, замкнувший десятку призеров. С 2004 года благодаря работам «Студии изящной аквариумистики…» Украина входит в список стран, формирующих стандарты и подходы «высокой аквариумной моды». Большинство специалистов уверены, что это открывает новую ступень развития аквадизайна в нашей стране.
Сегодня эйфория от больших аквариумов с гнутыми стеклами и крупными экзотическими рыбами, популярных лет пятнадцать-двадцать назад, постепенно проходит. Большинство украинцев уже не стремится превращать домашний или офисный аквариум в уменьшенную и примитивную копию увиденного когда-то в зоопарке «домика» с рыбками. Морской аквариум тоже не надолго задержался в лидерах модных течений мира и СНГ. К примеру, поездки на Красное море с погружениями и даже походы в океанариум красноречиво свидетельствуют, что дома находится только жалкое подобие природных рифов, которое обходится к тому же в баснословные суммы. Сейчас, как говорят специалисты, к любителям подводных пейзажей, наконец-то, пришло понимание, что каждому жанру — свое место.
В настоящее время в мире формируется новое направление изобразительного искусства — дизайн миниатюрных водных пейзажей. Фурор, который произвело и производит данное течение, вызван прежде всего «свежестью» изображений, представляемых зрителю. Японский аквариум — это природный подводный пейзаж, где палитрой художника служат живые растения и животные, коряги, камни — плюс фантазия и безупречный вкус. В итоге создается не только целостное художественное произведение, но и великолепно и точно сбалансированная экосистема, которая при правильном уходе может сохраняться длительное время. Основы современного дизайна водного ландшафта были заложены Такаши Амано в 80-90 годах XX века; разработанные им методики уникальны и не имеют аналогов.
В 2003 году в городе Ниагата (Япония) была основана единственная в мире галерея природного аквариума. Здесь выставлены высоко-художественные водные пейзажи, которые не только показывают красоту природы в хрустальном пространстве, но и привлекают внимание утонченного зрителя не меньше, чем картины великих мастеров. Природный аквариум Амано поднял жанр аквадизайна на совершенно иной уровень, сблизив его с живописью. Сегодня формируются течения и стили, появляются авангардные работы. В свою очередь, композиционные и колористические «штампы», сформированные работами призеров, определяют аквариумную моду не на один год. Аквариумы, оформленные Амано и представителями его школы, украшают офисы и жилье мировой элиты.
Истинных профессионалов в этом непростом мастерстве — пока единицы. А поэтому сложные, эксклюзивные и действительно красивые аквариумы с детально проработанной картинкой, хорошо ухоженными растениями и правильно подобранной рыбой — большая редкость. Как отмечают специалисты, созданием серьезного декоративного аквариума занимаются в основном «кустари», используя оборудование и аксессуары мировых брэндов. В принципе, удивляться тут нечему, так как профессионалов в этой отрасли пока нигде не готовят, кроме Японии, и то пока что на уровне среднего специального образования. Кстати, Владимир Ужик и Ольга Барановская — одни из немногих европейцев, приватно получавших уроки мастерства у самого Такаши Амано в alma mater «высокой аквариумистики». Дефицит ощущается и со специализированными изданиями: в СНГ их просто нет, да и во всем мире по пальцам можно пересчитать...
Ольга Барановская и Владимир Ужик трудятся в Харькове более 10 лет. В начале 90-х работа по организации пресноводных аквариумных систем для дома и офиса стала для биологов, закончивших Каразинский университет, профессиональной. За эти годы харьковские аквадизайнеры прошли все основные этапы развития пресноводной декоративной аквариумистики в Украине — от простейших аквариумов типа «рыба-вода» до «высшего пилотажа» — эксклюзивных «пейзажей» сложной композиции. Состав и название творческой группы изменялись по мере профессионального роста, масштаба и уровня работ; под маркой «Студии…» дизайнерское объединение работает последние полгода, выполняя элитные заказы. За «школьные» годы они приобрели опыт, поработали с изделиями большинства ведущих мировых производителей аквариумного оборудования и аксессуаров. Потом определились с приоритетами и ценностями в области аквадизайна, постоянно обучаясь, совершенствуясь и в то же время пытаясь развивать вкусы и потребности заказчика. Теперь это — своеобразный бизнес-проект, но не поймите превратно… Творения Ольги Барановской и Владимира Ужика — завораживающие яркие и объемные картины за стеклом аквариума, живые, энергичные и сложные миры с уходящими вдаль линиями горизонта, густыми шапками буйной растительности, непроходимыми лесными дебрями и солнечными лужайками. В таких мирах все пропорционально, художественно и естественно, в них никому не тесно и всему живому хорошо.
Владимир Ужик уверен, что пока предложение в значительной степени формирует спрос и от личности аквадизайнера зависит, получит ли заказчик в виде готового изделия произведение, «эксклюзив» в русле тенденций, формируемых мировыми достижениями аквадизайна, либо все ограничится «работами местного уровня» за, как принято говорить, «большие и очень большие деньги». По его словам, работа с аквариумным пространством стала одним из способов самосовершенствования. «Мы делаем только первые шаги в удивительной, сложной и только формирующейся области человеческой деятельности — теории и практике работы с миниатюрными водными пространствами», — считает харьковский аквадизайнер. В самом начале ребятам очень сложно было доставать нужные водные растения; сейчас (после долгих лет учебы, поисков и экспериментов) у них сформирована достаточно полная коллекция, так что за рубеж приходится обращаться в редких случаях.
По мнению Владимира Ужика, аквариумное пространство — удивительный мир, который только начинает по-настоящему изучаться. «Восприятие его постоянно изменяется. То, что вчера казалось сложным, оригинальным и интересным, сегодня вызывает недоумение и желание все исправить», — говорит он. Харьковские дизайнеры, фамилии которых прозвучали на весь мир, считают, что на сегодняшний день отсутствуют стандарты и каноны как в области интерьерной декоративной аквариумистики, так и в искусстве высокой аквариумистики. Тем не менее тщательно продуманное и художественно выполненное произведение на темы, подсказанные природой, где все — от песчинки грунта до буйной растительности и рыб — гармонично и уравновешенно, живо, естественно и завораживающе — это маленький мир, который можно не только любить. Им по праву можно восхищаться и любоваться как предметом искусства.