Десять лет назад перестало биться сердце известного украинского композитора. Анатолий Пашкевич ушел из жизни в неполных 67 лет.
Композитор обитал в скромной комнатке в общежитии и не оставил после себя ничего, кроме партитур написанных им песенных произведений, симфоний и опер. Последние годы у Пашкевича выдались непростыми, он долго и тяжело болел, однако оставался, по словам близких и друзей, таким же бескорыстным и добрым. Выдающийся мастер хорового пения создал певческие коллективы Луцка, Житомира, Чернигова, руководил знаменитым Черкасским народным хором. Но даже если бы за всю жизнь он написал только одну песню — «Степом, степом…», ставшую реквиемом всем погибшим солдатам, его имя прославилось бы и в Украине, и за ее пределами.О непростом жизненном и творческом пути композитора рассказала его дочь Оксана Пашкевич-Ящук.
— Ваша мама тоже пела?
— Нет, моя мама Валентина Александровна работала медиком. Медицина была ее призванием. Мама готова была в любую минуту, хоть днем, хоть ночью, прийти на помощь людям. До 1965 года мы жили в Житомире. Там отец вместе с Анатолием Авдиевским создал ансамбль «Ленок».
В свое время папа, игравший на баяне, пытался поступить в Киевское музыкальное училище имени Глиера. Эта мечта не сбылась, однако судьба свела его в Новограде-Волынском с директором местного Дома культуры Борисом Шарварко (будущим известным режиссером-постановщиком фестивалей, концертных программ, театрализованных представлений). С его помощью закончил заочные музыкальные курсы при Всесоюзном доме народного творчества. Отец учился и одновременно служил в армии — на Северном флоте. После службы его оставляли в матросском ансамбле, однако он вернулся в родную Барановку на Житомирщине. Организовал там вокальный ансамбль, самодеятельный хор. Вскоре эти коллективы стали получать награды на олимпиадах и творческих смотрах. На одном из таких смотров сам Григорий Веревка высоко оценил талант молодого музыкального руководителя.
Маленькой я повсюду хвостиком сопровождала папу. Он брал меня на репетиции: сначала в Житомире, а после переезда в Черкассы — в местную филармонию. Первой исполнительницей песни «Степом, степом…» считается солистка Черкасского народного хора Ольга Павловская. Но еще раньше спела ее я — дома, стоя на стульчике.
Казалось, что отцовский баян не умолкал у нас дома ни на минуту. Когда приходили гости, а это случалось часто, меня ставили посреди комнаты на стульчик и я затягивала: «Степом, степом, йшли у бій солдати…» Понятно, папа мечтал о моей певческой карьере. Но я пошла работать лаборанткой на черкасский завод «Фотоприбор». Однако со временем поддалась на уговоры знакомых, которые настойчиво убеждали, что я должна петь. Поэтому тайком от отца поехала в Киев и поступила в студию при хоре Григория Веревки. Первую ночь в столице провела в семье поэта Дмитрия Луценко, который всегда с особой теплотой относился к моему отцу, любил его как сына, ценил за музыкальный талант. Папа часто гостил у Дмитрия Емельяновича, где оба много и вдохновенно работали.
Интересна история создания песни «Мамина вишня». Однажды отец поведал другу и соавтору о том, как его старенькая мама сказала, что уйдет в мир иной, когда расцветут ее тюльпаны… Луценко написал аж 20 вариантов текста, пока не вырисовался образ маминой вишни. Однако заключительный куплет песни не получался. Помогла Дмитрию Емельяновичу уже его родная мама. Поэт пошел на ее могилу на Байковом кладбище, смотрит, а там вишенка выросла, как символ материнской любви. Роняет нежные лепестки на землю, словно плачет… И сразу родились слова, которых недоставало.
— Песню «Степом, степом…» Анатолий Пашкевич написал совместно с поэтом Николаем Негодой в 1966 году. Она вызывала у слушателей такое потрясение, что от волнения даже у исполнителей перехватывало горло.
— Наверное, потому, что тогда подобных произведений, да еще на украинском языке, просто не было.
— А с каким вдохновением исполняла Раиса Кириченко, солистка Черкасского народного хора, «Виростеш ти, сину» на слова Василя Симоненко!
— К сожалению, отцу не судилось встретиться с поэтом при жизни. Василь Симоненко умер 28-летним в 1963 году. В конце 1960-х его имя советская власть занесла в черный список, но Раисе Кириченко удалось отстоять песню. А благодаря неповторимому тембру голоса она стала единственной исполнительницей этого произведения в хоре. Помню, во Львове Кириченко исполняла на бис «Виростеш ти, сину» пять раз! На концерт Черкасского народного хора пришла мама Василя Симоненко Анна Федоровна. Слушая песню, она плакала, а потом поблагодарила всех за память о ее сыне.