После долгих семи недель Великого поста наступает самый главный праздник в христианском календаре — Пасха. Накануне прошла великая пятница — самый скорбный день церковного года, когда совершилось распятие и смерть Иисуса на кресте. Он был распят на горе Голгофа близ Иерусалима и страдал долгих шесть часов.

Ранним воскресным утром, на третий день после погребения Христа, несколько женщин (Мария, Саломия, Иоанна и другие) принесли благовония, предназначенные для тела Иисуса. Подойдя, они увидели, что большой камень, заграждавший вход в гроб, отвален, гроб пуст, а на камне сидит ангел в белоснежном одеянии. Он сказал им: «Не бойтесь, я знаю, что вы ищете: Иисуса распятого. Его нет здесь. Он воскрес, как сказал». И тут Иисус «встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь, пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там увидят Меня». И воскресшего увидели его ученики.

Праздник Пасхи отмечает воскрешение Иисуса Христа, победившего смерть. Для христианина день святой Пасхи — праздник победы Спасителя над злом, Жизни над грехом и смертью. А сама смерть рассматривается как состояние временное, «сон» в ожидании будущей жизни в Царствии Божием небесном. Без этого вера теряет смысл, ибо «если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна». (1 Кор. 15:17).

Богослужение Пасхи отличается от всех праздничных служб своей праздничностью и торжественностью. Одно из самых замечательных чудес происходит в Иерусалиме, в пещере гроба Господня (месте, где находилось тело Христа после снятия с креста и до его Воскресения). При огромном стечении верующих происходит ежегодное чудесное возгорание благодатного огня — в руках паломников свечи возгораются сами собой. И огонь этот в первые 10-15 минут не жжет кожу и волосы, поэтому верующие «омывают» лица огнем свечей.

Сошествие благодатного огня под светлое Христово воскресение в Иерусалиме повторяется в течение многих веков. И верующие с трепетом ждут его появления, так как если он не появится, считается, что наступает конец света. По рассказам очевидцев — а совершить паломничество могут теперь и харьковчане, обратившиеся в паломнический отдел Харьковской епархии УПЦ — благодатный огонь нисходит только по молитве православных первоиерархов.

Католики никогда не пытались и не пытаются присвоить себе право на получение благодатного огня. Попытки же руководителей других церквей получить огонь оканчивались неудачей. Так, в XVII веке православная община была удалена из храма, а в нем заняли место армянские духовные лица, безуспешно молившиеся перед гробом. В то же время, по свидетельству очевидцев, в колонну около храма, перед которой молился православный патриарх, ударила молния и благодатный огонь получили все окружающие.
Праздничная пасхальная служба во всех храмах совершается в ночь с субботы на воскресенье, начинается она около половины двенадцатого ночи.

Пасха — «кочующий праздник». О дне, на который приходится Пасха, верующие узнают из Пасхалий — таблиц дат празднования Пасхи, которые церковь составляет на много лет вперед. Пасхальное воскресенье приходится на первое воскресенье после первого полнолуния, следующего за 21 марта — днем весеннего равноденствия, поэтому «кочует» между 22 марта и 25 апреля. Дата пасхального воскресенья была утверждена церковным собором в городе Никее в 325 году н.э. В этом году праздник православной Пасхи совпадает по времени с католической и протестантской. Поэтому христиане всего мира отмечают ее в этом году в один день — 8 апреля.

В последний раз христианские Пасхи совпали в 2004-м, а до этого — в 2001 году. В следующий раз в соответствии с календарями православные, католики и протестанты вместе отметят Пасху в 2010 году, затем — в 2011-м, 2014-м, 2017-м и так далее.
В православной традиции на Пасху (по-украински Пасха — Великдень) принято христосоваться. Кстати, обычай христосования и одаривание расписными яйцами — отличительная особенность славян. Мужчины и женщины, старые и молодые, дети и взрослые целуют трижды друг друга. Принято, чтобы младшие словами «Христос Воскресе!» приветствовали первыми, а старшие отвечали им: «Воистину Воскресе!»
Еще одна традиция — украшение столов освященными творожными пасхами и куличами. Творожная пасха — особое блюдо, которое готовится только раз в году, причем из самого свежего творога. Делается в виде усеченной пирамиды — символа гроба Господня. Для придания пасхе традиционной формы раньше использовались специальные разборные деревянные формы — пасочницы. Но самым главным кулинарным шедевром стола всегда был освященный в храме кулич, а также крашеные яйца. У детей на Пасху любимая игра — в «цоканье». Сначала яйца бьются острым концом друг о друга, а затем тупым. Чье яичко не разбилось, тот забирает себе все остальные.

По навязанной в советские времена традиции народ упорно устремляется на кладбища, к могилам близких, где крошит голубям куличи и яйца, пьет водку и зажигает пасхальные свечи. Распространившийся обычай посещать в самый день Пасхи кладбища противоречит уставу церкви: в течение первой пасхальной недели поминовение усопших вообще не совершается. Если человек умирает на Пасху, то его хоронят по особому пасхальному чину. Пасха — время особой и исключительной радости, праздник победы над смертью и над всякой скорбью и печалью.

Для поминания усопших в послепасхальное время (через девять дней после Пасхи) установлен специальный день — Радоница. «Пасха для усопших» отмечается во вторник после окончания Светлой седмицы. Тогда церковь вспоминает всех православных христиан от века преставившихся как предвозвещение грядущего воскресения всех людей, живших на земле во все времена. Обычай совершать трапезы на могилах родителей и близких родственников на Радоницу существовал еще у древних славян.

Неделя, следующая за Пасхой, называется Светлой седмицей. Это основные пасхальные торжества — время величайшей духовной радости. Царские врата (ворота) в иконостасе, отделяющем алтарь от основного пространства храма, остаются открытыми в течение всей недели — в знак того, что в эти дни перед верующими открывается невидимый, духовный мир.

Всего же празднование Пасхи продолжается сорок дней — ровно столько дней Христос являлся своим ученикам после Воскресения (на сороковой день он вознесся к Богу Отцу). По народным поверьям, все эти сорок дней по земле странствует Христос и апостолы в нищенском одеянии. Они испытывают людское милосердие, награждают добрых людей и карают жадных и злых. Поэтому праздник Пасхи посвящался делам благотворительности. Когда-то русские государи посещали больницы, богадельни, узников тюрем и не чурались поцеловаться с чернью со словами «Христос воскресе!», наделяя их одеждою, пищей и деньгами.

Завершается первая пасхальная неделя «Неделей о Фоме», в народе называемой Красной горкой. В этот день (в первое воскресенье после Пасхи) вспоминается явление воскресшего Иисуса апостолу Фоме, вначале не поверившему вести о Воскресении Христа. Красная горка — праздник, который считается самым популярным днем для заключения браков.