Наверное, не найдется человека, независимо от того, верующий он или нет, который не ощутил бы на себе праздничного настроения после посещения службы в церкви. В один из пасхальных дней я случайно стал свидетелем такого разговора: «…Наконец начали трезвонить во все колокола». Хотя колокол звучал одиноко и даже печально. «Благовест», — пояснила стоящая рядом старушка. — «Да нет, это «Красный звон»! Слышите, как красиво», — уточнил интеллигентный старичок.

Этот обмен мнениями заинтересовал меня. Ведь еще каких-то 70 лет назад любой житель города безошибочно различал колокольные сигналы. Более того, колокольный звон сопровождал человека в течение всей его жизни, провозглашая важнейшие ее этапы — от рождения до смерти.
По преданию изобретателем колокола считается Св. Павлин, умерший в 411 году. Увидев во сне полевые цветы — колокольчики, издававшие приятные звуки, он приказал отлить их из металла. В практику богослужений их ввели только в начале VІІ века. Первые мастерские по отливу колоколов на Руси появились только в ХV веке. Тогда же были сформированы традиции звонов и размеров колоколов.
Самые большие православные колокола установлены на колокольне Ивана Великого в Москве: «Вседневный» — 1017 пудов (1пуд —16,5 кг), «Редут» — 2000 пудов и «Успенский» или «Праздничный» — 4000 пудов. И, конечно, самый знаменитый — самый большой в мире «Царь-колокол». Он имеет в диаметре 6 метров 60 см и весит 12,327 пуда и 19 фунтов.
О чем же говорит колокольный звон? Для чего использовали колокола наши предки? Традиционно колокольным звоном церковь созывает верующих в храм
на Богослужение и возвещает тем, кто не присутствует на службе в храме, о времени совершения особо важных частей богослужения. Особый звон созывал жителей на вече, указывал путь заблудившимся в ненастье путникам, оповещал об опасностях (нашествиях врагов, пожарах, болезнях). А радостными звуками, доносящимися с колоколен,
встречали победителей с поля брани.
Наши предки разделяли колокольный звон на два основных вида: Благовест и собственно звон.
Благовест — это благая весть о начале Богослужения. Это мерные удары в один большой колокол. Сначала звонарь дает три редких мерных протяжных удара (каждый последующий удар выполняется только после полного затухания звука предыдущего), а затем их сменяют мерные удары.
Собственно звон — удары во все или несколько колоколов. Есть несколько видов «игры» на колоколах. Трезвон — это удар сразу во все колокола, затем небольшой перерыв и второй раз во все колокола, затем снова перерыв и, наконец, удар в третий раз. Считается, что такая игра выражает радость, торжество происходящего события.
Двузвон называется так потому, что, в отличие от трезвона, звучит дважды.
Перезвон — это попеременные удары в колокол, один или несколько ударов в каждый, начиная от большого до самого малого. И так несколько раз.
Но если мы слышим звучание обратного порядка — от малого к большому, то это называется перебор — тогда нам сообщают об упокоении чьей-то души.
Звучание колоколов от малого до большого символизирует возрастающую жизнь — от младенчества до старости. Одновременный удар во все колокола, следующий за поочередным звучанием, символизирует прерывание жизни. После чтения разрешительной молитвы звучит перезвон, символизируя радость будущей жизни с Христом.
Из всех звонов самый величественный — «красный звон», или звон «во все тяжкие», когда звучат все «тяжелые», большие колокола и одновременно все остальные. Для этого на звоннице или на звонницах находятся сразу несколько звонарей. «Красный звон» происходит в период особенно торжественных храмовых праздников или во время рукоположения в сан высокого духовного лица.
Так в течение всей нашей жизни и по ее окончании колокола своим пением участвуют в ней. Их звучание объединяет нас с небом, своей величественной музыкой — скорбной или радостной — напоминает нам о присутствии в нашей земной жизни духовной красоты.