Митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима, священноархимандрита  Свято-Покровского мужского монастыря Харькова

«Возлюбленные отцы, братья и сестры!
Мы живем во время, преисполненное великими испытаниями, которым подвергается Святая Апостольская вера, признанная Вселенскими Соборами. Обосновывая принцип единства Церкви Христовой, Святой Апостол Павел говорил: «Один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф.4,5). Но дьявол — враг Христов и нашего спасения — постоянно изощрялся в том, чтобы соблазнить людей и посеять в их душах сомнения в милосердии Божием и в вере Христовой, что влечет за собой отступление от Святой Единой Апостольской Православной Вселенской Церкви. Но у нас один Господь Иисус Христос, Сын Бога Живого, и одна на свете Святая Христова Апостольская Церковь. Иных церквей быть не может. В Символе веры не сказано: «веруем во многие церкви», но — «в Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь», которую утвердили и освятили своей кровью Святые Апостолы и те, кто следовал и следует их заветам вплоть до нашего времени.

Мы, Богу содействующу, в этом году имеем счастье и отраду отмечать юбилей 15-летия Харьковского Архиерейского Собора. На нем решался судьбоносный для дальнейшего бытия Церкви вопрос: оставаться Церкви единой, Соборной и Апостольской или разделить Ее на многие толки, подобные протестантским объединениям, и тем самым обречь Ее на самовольное содомское брожение умов. Предводитель тех, кто пытался посеять смуту в нашей Церкви, даже решился заявить: «Каноны Церкви уже устарели. Нам нужны свои каноны». Но смутьян, который изрек такое богохульство, покушаясь на Апостольские каноны, пытался утвердить в Церкви свои «каноны» — властолюбия, славолюбия и обогащения. Но эти «каноны» — не что иное как три смертных греха.

К счастью, по воле Божией, упования смутьянов не оправдались. По обетованию Христову, адовы врата не одолеют Церковь Христову, Она непобедима. Решения Харьковского Собора 1992 года засвидетельствовали: наш путь неотделим от пути всех Вселенских Православных Канонических Церквей. Тот, кто был одержим гордыней и пошел по пути раздора, пожал страшную анафему. Это греческое слово означает: проклятие, отлучение от Церкви. А 10-е Апостольское правило гласит: «Аще кто с отлученным от общения Церковного помолится, хотя бы то было в доме: таковой да будет отлучен».
В 1997 году в городе Одессе проходила встреча Православных Патриархов. Один из журналистов задал Вселенскому Патриарху Варфоломею вопрос о самозваном «патриархе» Украины. Святейший Патриарх Варфоломей ответил: «Он запрещен в священнослужении и анафематствован не только в Украине, но и в Африке». Этими словами Вселенский Патриарх подчеркнул, что осуждение псевдопатриарха признано во всем мире. Ни Православные, ни инославные Церкви по сей день не признают лжецеркви, которая самочинно учреждена в Украине…

15 лет — это всего лишь мгновение в более чем 2000-летней истории христианства. Но судьбоносные решения Харьковского Архиерейского Собора 1992 г. — это тот гранит, на котором стояла и будет стоять наша Святая Православная Церковь, отринувшая дьявольский раскол… И в дни юбилейных торжеств нам надобно сохранить мудрость и стойкость… Нас предумышленно будут втягивать в бесконечные словопрения, которые ничего не приносят, кроме потери времени и здравомыслия. Мы должны объединиться, отбрасывая мелкие обиды и амбиции в сторону, и класть в основу то разумное, что сможет укрепить единство нашей Церкви во имя блага нашего украинского народа и ее государственности на века…

Если мы будем стоять на фундаменте веры наших дедов и прадедов, следовать традициям нашего народа, который умирал за веру Православную, но сохранил верность Единой Апостольской Канонической Православной Церкви, то возвеличим нашу Православную Киевскую Русь, нашу Украинскую Церковь, нашу Слобожанщину…

Господь даровал нам мудрого пастыреначальника — Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины. Он терпеливо, но настойчиво и неуклонно стремится к сохранению Единства Вселенского Православия…

Не будем разделять Украину на восточную, западную, северную и южную. Пусть она навсегда будет единой, пусть не уподобляется бездушной женщине времен царя Соломона, которая дала свое согласие на то, чтобы ребенка рассекли на две половины. Беря пример с нее, некоторые наши «мудрецы» готовы рассечь свою Мать-Украину. Но ее — от запада до востока, от полудня до севера, от далеких Карпат и до южных морей — даровал нам Господь. И не будет нам прощения, если мы потеряем этот бесценный Божий дар.

Возлюбленные отцы, братья и сестры! В святые дни всемирной Пасхальной радости, когда «Христос воскрес из мертвых славою Отца» (Рим.6,4), с особой силой звучат жизнеутверждающие слова Святителя Иоанна Златоуста: «Воскресение
Господа нашего Иисуса Христа — основание мира, начало примирения, прекращения вражды, разрушение смерти, поражение диавола»…

В День Преславного Воскресения Христова молюсь о примирении враждующих, исцелении немощных, соединении разобщенных — во имя возрождения и процветания земного Отечества нашего. Вместе с тем обращаюсь ко всем вам, мои возлюбленные, со словами вечно живого и радостного Пасхального приветствия: Христос Воскресе! Воистину
Воскресе Христос!
Комментарий
Пасхальное послание владыки Никодима в этом году особое — исполняется 15 лет Харьковскому Архиерейскому Собору УПЦ, на котором произошло историческое событие — избрание предстоятелем Украинской Православной Церкви (УПЦ) Владимира (Сабодана), который продолжает служить на этом посту до настоящего времени. И запрет на служение бывшего митрополита Филарета (Денисенко) за преступления против Церкви. Несмотря на то, что 27 мая 1992 года 19 епископов Украины высказались против Филарета, он все-таки решается на продолжение раскола в православии и создает свою, новую церковь — УПЦ Киевского патриархата.
В Пасхальном послании владыка Никодим не упоминает напрямую имя Филарета (Денисенко). Да и в светлое Воскресение, наверное, не стоит вспоминать о черных днях раскола, противостоянии, захватах храмов и избиении сторонников традиционной канонической церкви (УПЦ), ведущей свою историю со времен апостолов — учеников Христа. И потому называющейся единой апостольской канонической Православной Церковью.

Пасха Христова, 2007 год, г. Харьков»
(опубликовано с сокращениями)