У журналиста есть два способа сдать материал. Во-первых, его можно написать в порядке «самовыражения», сдать и ждать, когда же он «впишется» в один из планируемых номеров. Это бывает долго. Если же речь идет о «злобе дня», то лучше материал заблаговременно «заявить».

Звоню руководству и заявляю, что есть у меня некоторые мысли о том, что государство наше само не знает, во имя чего существует, а граждане — тем более и что это уже само по себе очень существенный фактор для политической нестабильности. Изложить? «Лучше подумайте о том, что Конституция — это последнее, что осталось у нашего народа — отвечает руководство. — И изложите».

«Хорошо»,— говорю. Кладу трубку и чувствую, что смех просто распирает. Потому что как-то абсолютно автоматически вспоминаю старый еврейский анекдот о том, как утонул Изя Рабинович. Друзья несут к нему домой в одеяле бездыханное мокрое тело и обсуждают, кто из них сообщит горестную весть его бедной жене. «Давай ты вперед, — подталкивают Абрамовича, — ты у нас самый деликатный». Абрамович звонит в дверь: «Здесь живет вдова Рабинович?» «Какая я тебе вдова, вахлак? У меня муж есть!» «Был,
да сплыл!.. Ребята, заносите».

Примерно так же, как с мужем у вдовы Рабинович, у украинского народа обстоит дело с пресловутой Конституцией. Муж — он ведь понятное дело, до каких пор муж. И уж не долее, чем до гробовой доски. Точно так же и Конституция. Пока под звон ее статей строятся все — большие и маленькие, судьи и прокуроры, депутаты, министры, начальники ЖЭКов и даже… страшно подумать — Сам! — до тех пор он и существует — конституционный строй. А когда кто-то из этого строя выходит, строй ломается и перестает существовать.

Статья 90 Конституции Украины гласит: «Президент України має право достроково припинити повноваження Верховної Ради України, якщо:
1) Протягом одного місяця у Верховній Раді України не сформовано коаліцію депутатських фракцій відповідно до статті 83 цієї Конституції.
2) Протягом шістдесяти днів після відставки Кабінету міністрів України не сформовано персональний склад Кабінету міністрів України.
3) Протягом тридцяти днів однієї чергової сесії пленарні засідання не можуть розпочатися».
Этот список возможных поводов является исчерпывающим. Только по ним Конституция дает президенту право распускать Раду. И ни один из них на сегодня не имеет места. И ни один, естественно, не упоминается в Указе № 264 о роспуске ВР. В Указе президента речь идет о том, что деятельность коалиции «спотворює результати народного волевиявлення». В ст. 71 Конституции сказано: «Виборцям гарантується вільне волевиявлення». (В Конституции слово «волевиявлення» встречается еще только один раз — в статье, определяющей его формы. И все.)
Но ведь это — в день выборов, на избирательных участках. И последующие чьи бы то ни было действия уже не могут ничего «спотворити», если «спотворення» не было зарегистрировано в день выборов. А дальнейшая деятельность избранных депутатов к этому «волевиявленню» имеет лишь опосредованное отношение. Она может, конечно, противоречить Конституции, но не может быть «спотворенням волевиявлення». У нас ведь не прямая демократия народного вече. И если человек в ладах с логикой, он должен это признавать безоговорочно.

А если не в ладах? Тем хуже для логики? Похоже на то. А если всерьез, то такое «выкручивание рук» с помощью неподвластных даже Конституционному суду правил построения логических умозаключений наводит на мысли об очень серьезных на то мотивах, стоящих на невидимом заднем плане, об очень серьезных интересах. Иначе пришлось бы заподозрить президента в паранойе.

Теперь посмотрим на технологию обнародования Указа № 264. В секретариате президента заранее понимали, что официальные издания — «Голос Украины» и «Урядовый курьер» — не станут публиковать сомнительный документ. Тогда на свет был извлечен учрежденный Леонидом Кучмой «Официальный вестник президента Украины», который никогда не был официальным изданием для публикации нормативных документов. Согласно Указу президента Кучмы от 10 июня 1997 года, официальными изданиями были утверждены указанные газеты — парламентская и правительственная, а не «Вестник». Однако, предвидя нужду, в секретариате президента решили заранее «откорректировать» указ Кучмы. И 12 февраля 2007 г. в пункте 6-м документа огласили «Официальный вестник президента Украины» официальным изданием. Вот такая технология. Оранжевая. Комментарии, как говорится, излишни. И этот свой Указ президент называет «безупречным»…

Можно было бы напомнить читателю и об отказе президента от выполнения своей конституционной обязанности — уволить с занимаемых должностей губернаторов, которым облсоветы выразили недоверие. А тут как обстоит дело с «волевиявленням»? И уже на этом фоне задать вопрос: так что же осталось у народа от Конституции?
По этому поводу можно снова вспомнить вдову Рабинович. Но сам народ смотрит на эти вещи веселее. Например, вспоминает им же сочиненный детский стишок: «Вышел зайчик на крыльцо… Так и шлепнулся с крыльца!»