Гости ВХ

  • 2491
  •  / 

Не вредно ли детям слушать «попсу»: видеопрограмма

фото: Михаил Кучнев

Не вредно ли детям слушать «попсу»: видеопрограмма
Не вредно ли детям слушать «попсу»: видеопрограмма Гость редакции ВХ  — директор и главный дирижер Молодежного академического симфонического оркестра «Виртуозы Слобожанщины» Тарас Куценко.

Слушать музыку начал еще в роддоме


– Добрый день, Тарас Витальевич. Меня зовут Надежда. Насколько я знаю, вы родились в семье известных музыкантов. Скажите, пожалуйста, был ли у вас в детстве выбор, кем стать?

– Я приобщаюсь к этому великому искусству буквально с пеленок. Отец занимал должность главного дирижера Казанского театра оперы и балета Муссы Джалиля, и роддом, в котором я родился, находился напротив театра. Мое детство прошло в оперном театре. Буквально с первых дней жизни моя коляска во время репетиций и спектаклей стояла за кулисами: мама исполняла партию фортепиано в разных произведениях, отец дирижировал. Так я сразу оказался в музыкальной стихии, и, естественно, это повлияло на дальнейший выбор профессии.

Боец дал слово вернуться живым


– Тарас Витальевич? Добрый день. Меня зовут Ирина Витальевна. Я обратила внимание на то, что вы очень креативный человек. Как вы думаете, зачем вообще людям музыка, нужна ли музыка во время войны в стране?

– Одно могу сказать: самое важное для музыканта — ежечасно и ежесекундно быть человеком. Есть выражение: музы молчат, когда пушки гремят. Однако когда мы выезжали с концертами к военнослужащим, я видел их глаза до выступления и после. Объяснить, что происходит с человеком, когда он слушает музыку, не могу. Это — элемент веры. В музыку нужно верить: она спасает человека, семью, государство. Поэтому у нас никогда не опустятся руки, для нас это большая честь — нести музыку, этот, в хорошем смысле слова, крест, и мы будем продолжать работать, стремиться и созидать.

– И еще, если позволите, вопрос. Вы не раз ездили с концертами к бойцам. Были ли опасности в дороге или во время концерта?

– Честно скажу — страшно не было, потому что ехал с открытым сердцем. К тому же наш коллектив в основном женский, поэтому мне и нельзя показывать страх перед музыкантами. В первый раз мы выступали перед одной из частей ПВО недалеко от границы. Нас привезли в поле, где цвели подсолнухи. Здесь было очень красиво, но почему-то не пели птицы. Зато играли мы, и это был для нас праздник: когда музыка звучит под открытым небом, ощущается связь с природой.

– И чем закончилось ваше «подсолнечное» выступление?

– Это был колоссальный опыт: глаза военнослужащих выдавали всю правду состояния их души. Один молодой боец сказал мне: «Я из деревни и никогда не был на таком концерте. Спасибо, что вы приехали». Я взял с него слово, чтобы он, во-первых, остался жив, а во-вторых, чтобы ходил вместе с семьей на симфонические концерты.

Маленьким детям понятен Моцарт


– Добрый день. Меня зовут Татьяна Михайловна. Моему ребенку пять с половиной лет. Скажите, пожалуйста, присутствуют ли детки на ваших концертах симфонической музыки и как они себя ведут в зале?

– Последнее время я все пристальнее присматриваюсь к зрительному залу и все чаще вижу глаза маленьких детей даже на концертах серьезной музыки. На концертных афишах поначалу хотел поставить возрастной ценз 12+ (возраст, в котором можно допускать ребенка в зрительный зал, чтобы он вел себя в рамках приличия). Но увидел, с каким вниманием на концерте песочной анимации маленькие дети слушают музыку! К слову, в зале были зрители даже с грудными детьми. Поэтому теперь мой прицел — аудитория возрастом 5+ и до бесконечности. Мы стараемся так строить программу, чтобы расширить адресность, возрастной контингент нашего зрителя, но, например, 20 февраля мы будем играть концерт «Музыка Шостаковича». Я не могу сказать, что эту музыку поймут даже дети старше 12–13 лет: чтобы ее слушать, нужно подготовиться, пройти через других композиторов. Но наша программа необычная и является просветительской с элементами видеоанимации, так что, надеюсь, зрителям младшего возраста будет интересна и понятна музыка Шостаковича.

– А на какие музыкальные произведения вы посоветуете ориентироваться при выборе репертуара для ребенка?

– Конечно же, на музыку времен барокко, Моцарта, Баха, возможно, Бетховена, хотя он сложный композитор (ребенок может не до конца понять эту музыку, хотя в любом случае будет слушать). А вот Моцарт — ваш композитор.

– Здравствуйте, Тарас Витальевич. Меня зовут Алексей. Скажите, с какими видами искусства вам удалось синтезировать симфоническую музыку?

– Наш недавний проект — оперно-балетная новелла «Глория Кармен». В нем участвует симфонический оркестр как действующее лицо, солисты оперы и балета ХНАТОБа. Мы сделали синтез оперы Бизе «Кармен» и «Кармен-сюиты» Родиона Щедрина.

– Тарас Витальевич? Здравствуйте, вам звонит Илья. Я видел концерт вашего оркестра с песочной анимацией. Скажите, пожалуйста, готовите ли вы для харьковчан что-то новенькое?

– Безусловно, у оркестра немало планов. Я пытаюсь понять, что сегодня необходимо людям, и это не потакание вкусам публики — это созвучие со зрителем и реализация моей главной идеи — поднятия духовности в обществе. Как бы громко это ни звучало, тем не менее я ставлю себе такую планку и стремлюсь к ней.

– Здравствуйте, Тарас Витальевич. Вам звонит Евгений. Скажите, пожалуйста, а как относятся к новшествам меломаны? Не считают ли кощунством союз музыки и песочной анимации?

– Задача любого творческого человека, музыканта и дирижера — изучить то, что написано до нас, принять и постараться, не нарушая, интерпретировать и сказать что-то новое. Все уже написано, ничего придумывать не нужно — нужно только принимать, воспринимать и применять, как бы эгоистично это ни звучало. После постановки «Пер Гюнта» я получил много отзывов, на спектакль охотно ходят и меломаны.

Популярная музыка цепляет цикличностью


– Добрый день. Тарас Витальевич. Меня зовут Алена. Наверное, большинство из нас все-таки слушает попсу. А как вы относитесь к популярной музыке?

– Такого отторжения, как у моего отца, например, который, в принципе, на дух не переносит такие произведения, у меня нет. Есть определенная терпимость — возможно потому, что мое терпение еще не лопнуло. Конечно, поп-музыка — это не мое, и я пытаюсь от нее абстрагироваться, если она звучит слишком громко, стараюсь уйти от нее подальше. В детстве и в отрочестве, когда я учился в консерватории, мы слушали неклассическую музыку, но это была не попса, а джаз и рок, которые я, к слову, уважаю как вид искусства. Как ни крути, эти жанры — ответвление от основного жанра классической музыки.

– Признайтесь, Тарас Витальевич, вы никогда не ловили себя на мысли, что напеваете и популярные песни? Они же, безусловно, приставучие...

– Конечно, бывает, потому что принцип поп-музыки — внедрение запоминающегося ритма или мелодии в первые слои мозга так, чтобы эта цикличность, повторение влияли на подкорку, и человек абстрагировался от каких-то важных вещей.

– А что вас, как специалиста, коробит в популярной музыке?

– У меня полная толерантность и уважение ко всему, что делает человек. Это мой жизненный принцип. Но с такими текстами и звуковой цикличностью мне не по пути, и с культивированием этого искусства я поспорил бы.

– Здравствуйте, Тарас Витальевич. Вам звонит Евгений Александрович. Подскажите, пожалуйста, как научиться понимать симфоническую музыку человеку, который откровенно скучает на таких концертах?

– Музыку нужно считывать сердцем, и да не даст разум сойти с ума с этого считывания. В музыке присутствует секретный код, поэтому главное — желание познать что-то новое.

– Добрый день. Тарас Витальевич. Меня зовут Алена. Время сейчас тревожное. Какую музыку вы посоветовали бы слушать и от какой стоило бы отказаться?

– Я вообще не советую отказываться от какой-то музыки. Если у кого-то лежит душа слушать музыку, не очень созвучную с классикой, — пожалуйста, если это помогает вам в жизни. Мне, например, очень хорошо от Моцарта, Бетховена, Петра Чайковского, Сергея Рахманинова, иногда — от Дмитрия Шостаковича, Альфреда Шнитке, но это произведения не для отдыха, а для размышлений.

– А какая музыка считается тяжелой и, может быть, даже депрессивной?

– Это зависит от восприятия каждого человека. Кого-то даже вальсы Шопена могут загнать в депрессию. Думаю, что депрессивной может стать и медитативная, релаксирующая музыка, которая применяется в практиках йоги.

– А среди классики нет медитативной музыки?

– Моцарт, особенно поздний. Моцарт — это гармония, и это доказано наукой.

– Говорят, что очень тяжел для восприятия Вагнер.

– Понятие вагнерианство — одна из острых художественных проблем конца XIX — начала XX веков. Вагнер — это целая эпоха, и его творчество многогранно: он был не только композитором, но и поэтом, драматургом — автором текстов всех своих опер; крупнейшим дирижером своего времени; музыкальным критиком, публицистом, философом. Погружаясь в мир Вагнера, у человека есть возможность научиться разгадывать ребусы человеческой жизни. Чтобы понимать творчество Вагнера, недостаточно быть осведомленным — нужно быть готовым к восприятию новых впечатлений и открытий, тайн человеческой души.



Личное дело
Тарас Витальевич Куценко родился 18 ноября 1977 года в Казани. Учился в Харьковской средней специальной музыкальной школе, Харьковском музучилище им. Б.Н. Лятошинского. В 2009 году окончил Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского. Работал в Госоркестре «Молодая Россия» п/у Марка Горинштейна. По окончании Академии международного сотрудничества с 1999 года занимается продюсерской и общественной деятельностью. С 2003 года — в составе театра-студии SounDrama под управлением Владимира Панкова написал музыку к более чем 20-ти спектаклей и кинофильмов. С 2010 года — дирижер и художественный руководитель симфонического оркестра Харьковского музыкального училища имени Б.Н. Лятошинского, с 2011 года — руководитель симфонического оркестра ХНУИ им. И.П. Котляревского, с 2012 года — председатель Харьковского отделения всеукраинской общественной организации «Союз музыкантов Украины». С 2013 года по сегодняшний день является директором и главным дирижером Молодежного академического симфонического оркестра «Виртуозы Слобожанщины».
Женат, есть 12-летний сын. Хобби — кулинария, строительство, забота о животных.

georgia



Лента новостей

Вся лента новостей

Архив новостей

Программа "Вечірні Новини"Лого телеканал Р1

Эксклюзивное интервью на Р1Лого телеканал Р1

Гость "ВХ" на Р1Лого телеканал Р1

Телеканал Р1 на youtube

Выбор читателей

О нас Реклама Подписка
  • Facebook
  • Вконтакте
  • Twitter
  • rss

Курсы валют от НБУ

100 EUR 3061.89 грн
100 USD 2610.75 грн
10 RUB 4.2514 грн


Новости от за посиланням
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра "Kronverk Cinema" Дафи