Официальный курс гривны по отношению к доллару достиг нового рекордного минимума. В магазинах на это ответили новым скачком цен.

Когда же остановится этот рост, «Вечерний Харьков» выяснял у экспертов.

Цены будут расти


 С октября прошлого года Нацбанк ввел индикативный курс (рекомендованный уровень стоимости валюты) и регулировал официальный курс межбанка ежедневными аукционами. Сначала этот механизм действовал, но в начале зимы валютный рынок снова залихорадило. Купить валюту по официальному курсу стало нереально, зато активно начал развиваться черный рынок. 5 февраля Нацбанк отказался от индикативных курсов и ввел единый курс валют – одинаковый в НБУ, на межбанке и на черном рынке. По словам профессора факультета международных экономических отношений и туристического бизнеса ХНУ им. В.Н. Каразина Георгия Довгаля, НБУ оказался от индикативного курса, поскольку золотовалютные резервы Украины за последние полгода сократились вдвое. Теоретически новая мера должна была позволить торговать валютой без ограничений, и операции на черном рынке сократятся до минимума. Однако пока финансовые операции с валютой не вышли из тени: во вторник, например, доллар на черном рынке по-прежнему продавали по курсу выше официального –  более 30 грн./дол. 

– На ТЦ «Барабашово», например, 10 февраля считали по курсу 32 грн./дол., а это значит, что в самое ближайшее время и официальный курс будет таким, – считает Георгий Довгаль. – Предприниматели стараются застраховать себя от дальнейшей девальвации гривны, но тем самым делают реальным новый курс доллара. Ожидать в ближайшее время его стабилизации и снижения не стоит. А это значит, что и цены будут продолжать расти. Я бы не хотел сеять панику и призывать покупать десятый холодильник в дом, цена на него однозначно вырастет.  Либо торговцы будут уходить с рынка, либо будут поднимать  цену товара.

По словам председателя Объединения промышленников и предпринимателей Харьковской области – регионального отделения УСПП Олега Ильютко, рост курса доллара провоцирует подорожание всех импортных товаров в разы.

– Отечественный товар тоже подорожает на 10-30%, поскольку растет себестоимость его производства за счет импортных составляющих, а также в связи с  ростом тарифов на электроэнергию, газ, бензин, налогов, – отмечает он.

Рост валютного курса сейчас сдерживает, по его мнению, лишь падение покупательной способности. 

– Что будет дальше – зависит от того, какие шаги будет предпринимать правительство. Сейчас, на мой взгляд, не делается абсолютно ничего, чтобы стабилизировать ситуацию, – говорит эксперт.

Нужны работающие предприятия


По мнению Олега Ильютко, одной из мер должно стать полное прекращение импорта в страну.

– У нас осталось золотовалютных запасов всего на 6 млрд долларов – это пятидневный импорт. И тратить эти деньги на покупку импортной одежды, товаров широкого потребления или автомобилей, на мой взгляд, неправильно, – говорит он. –  При этом надо прекратить требовать у экспортеров продавать 75% валютной выручки – они единственные, кто заводит в нашу страну хоть тоненький валютный ручеек. Но эта валюта потом выкупается для ввоза бытового импорта. Бояться, что возникнет дефицит товаров, бессмысленно – он наступит в любом случае, поскольку у государства закончатся деньги и закупать импорт будет просто не за что. Вопрос только в том: будет это лавинообразный и неуправляемый процесс либо же управляемый, а значит – прогнозируемый, то есть с понимаем, когда мы из него выйдем. 

По мнению Георгия Довгаля, также нужно восстанавливать производство: ВВП сократился на 20%, соответственно, сократились поступления валюты от внешней торговли. 

– Сейчас в  Харькове в три смены работают только оборонные заводы. А нам нужно и гражданскую продукцию производить, поэтому необходимо восстанавливать промышленный потенциал, – говорит эксперт. – Тогда и появятся деньги. Но как восстановить промышленный потенциал, когда в стране идет война? Поэтому нужно быть готовым к тому, что курс 30 грн./долл, а возможно, и 40 грн/дол – продержится долго. 

Кредит МВФ проблему не решит


Есть еще два источника валютных поступлений в страну – инвестиционные средства и внешняя помощь международных финансовых институций. Однако кредит МФВ не решит проблему, уверены эксперты, а лишь позволит  выиграть время, чтобы перестроить экономику и не допустить экономического коллапса. 

– Но беда в том, что ничего для этого не делается. Украина, как и раньше, потребляет больше, чем получает выручки, и долги накапливаются, – говорит Олег Ильютко. – Если муж, условно говоря, зарабатывает 10 грн, а жена тратит 12 грн, занимая 2 грн у соседа, то через время сосед откажется занимать. И семье уже надо прожить на 10 гривен. А когда сосед потребует вернуть долг – пока две гривны, надо жить уже на 8 грн, хотя привыкли – на 12. И с каждым месяцем ситуация будет усугубляться. Чтобы ее исправить, муж должен зарабатывать больше: тогда семья будет продолжать жить на 12 гривен и при этом рассчитается с долгами. Так и с нашей страной – мы 20 лет зарабатывали 10, а тратили 12. И сейчас ничего не меняется. Отсюда и рост обменного курса.

Расти, по мнению эксперта,  он будет до тех пор, пока не уравняются размеры  произведенного и проданного с размерами приобретаемого. 

– Если этим процессом не руководить – валютный рост остановится только с развалом всей системы, как в 1994 году, когда деньги ничего не значили, а товары выдавались по талонам, – подчеркивает Олег Ильютко.