Харьковские мастера уверены, что эта жемчужина украинского зодчества станет украшением не только культовых сооружений, но и обычных зданий в городе.

— К сожалению, до недавнего времени в архитектуре Харькова не получали отражения две вершины украинского национального строительного искусства — архитектура Киевской Руси и украинского барокко, — считает главный архитектор института «Укргорстройпроект», заслуженный архитектор Украины Павел Чечельницкий. — В 2009 году мы вместе с группой единомышленников организовали на базе института «Укргорстройпроект» архитектурную мастерскую. Основным направлением работы стало возрождение зодчества как искусства с использованием полузабытых традиций Украины.

Первым современным шедевром архитектурной мастерской в стиле украинского барокко стал комплекс храма Святого мученика Виктора Дамасского (на въезде в Харьков со стороны Салтовского шоссе). Его авторы — Александра Маслий, Оксана Олиференко, Александра Ткаченко, Павел Чечельницкий. Харьковский проект в международном смотре-конкурсе в России в 2013 году получил медаль победителя.

В том же стиле, но уже с другим объемно-планировочным решением был разработан комплекс храма Святой благоверной царицы Тамары в Пятихатках (архитекторы проекта — Дмитрий Тарасенко, Александра Ткаченко, Павел Чечельницкий). Этот проект тоже был успешным, заняв в 2014 году первое место на смотре-конкурсе лучших построенных зданий Украины.

Украинское барокко появилось в Харькове в ХVII–ХVIII веках.

— Барокко — стиль очень богатой архитектуры, — отмечает Павел Чечельницкий. — И в европейском, и в украинском барокко, как правило, возводили колонны с капителями, причем капители строились в стилистике Древней Греции или Древнего Рима, с валютами (спиралями) на фасадах. При этом между украинской и европейской архитектурой барокко заметна разница, прежде всего в композиционной схеме. В Европе архитектура в стиле барокко почти всегда присутствует в старых городах, например, в Париже, Риме. Старые города — это тесная застройка, прижатые к друг другу дома, на улицу выходил лишь западный фасад, на котором была сосредоточена вся эстетика здания. В отличие от старой Европы, в Украине были просторные земли, поэтому у нас любили строить центрические здания, которые можно было обозревать со всех сторон.

В нашем относительно молодом городе украинское барокко — редкость, говорит архитектор. Застройка, определяющая лицо Харькова, сложилась позднее, в эпоху классицизма, в конце ХVIII — ХIХ столетиях. Храмов в стиле украинского барокко в Харькове всего два: Покровский монастырь (ХVII век), выполненный в казацком стиле (он немного скромнее украинского) и Успенский собор (ХVIII век), при этом его колокольня  выполнена уже в стиле классицизма. А вот лучший образец украинского барокко на Слобожанщине находится в Сумах — Спасо-Преображенский собор.

В отличие от современных панельных сооружений, барокко требует от архитекторов кропотливой работы. Например, оконный проем делается, как правило, с аркой, его кружевом обрамляет наличник, и на чертеже должен быть зафиксирован каждый, даже самый небольшой изгиб кирпича. Несмотря на трудоемкость работы, архитекторы уверены — национальное строительное искусство в городе нужно возрождать, ведь даже в рациональном и деловом ХХI веке люди продолжают восхищаться этим стилем.

— У меня было несколько эскизных проектов с украинским барокко для харьковских офисов, но из-за напряженной ситуации на востоке страны мы  не можем их реализовать. А церкви продолжают строиться. Барокко в архитектуре — это возрождение искусства кирпичной кладки, лепки, кузнечного дела, иконописи как жанра художественного творчества. Это — ренессанс огромного пласта национальной культуры, и мы должны знать свое прошлое, — считает Павел Чечельницкий.