ЕрмиловЦентр станет театральной площадкой на несколько дней: видео

ЕрмиловЦентр станет театральной площадкой на несколько дней: видео

Гость редакции ВХ — директор центра современного искусства «ЕрмиловЦентр» Наталия Иванова.

ЕрмиловЦентр — единственный в своем роде в Харькове


— Добрый день. Наталия Валентиновна, меня зовут Вадим. Сейчас площадки для показа современного искусства можно создать практически где угодно: в квартире, в подвале, на улице, в парке. Скажите, пожалуйста, чем отличается ЕрмиловЦентр от других подобных центров?

— Наверное, центр современного искусства, действительно, можно создать где угодно — в заброшенных заводских цехах или в недостроях, но почему-то в Харькове этого до сих пор никто не сделал. В марте исполнится три года со дня открытия в Харькове первого центра современного искусства — ЕрмиловЦентра, но до сих пор он остается в городе единственным. Мы надеялись, что открытие центра станет стимулом для создания новых галерей и площадок, но за этот период открылась только галерея Come In на Данилевского. Мы формулировали для себя миссию: центр современного искусства — это площадка, которая поддерживает актуальное современное искусство и молодых художников, это пространство для демонстрации масштабных отечественных, зарубежных и международных выставочных проектов. Наша площадь и дизайн внутреннего пространства позволяют реализовывать крупные проекты с участием десятков художников.

— Здравствуйте, Наталия Валентиновна. Меня зовут Сергей. По какому принципу ЕрмиловЦентр отбирает работы художников для выставок?

— Искусство воспринимается субъективно, и у каждого художника есть свой зритель и почитатель. Если речь идет о крупном коллективном проекте с участием нескольких художников (в проектах ЕрмиловЦентра иногда принимают участие до 50 художников из разных городов Украины), им руководит, как правило, куратор. Реализация проекта — объемная работа, требующая больших затрат времени, сил, энергии, денег. Как правило, есть заданная тема — идея выставки, и куратор определяет, работы каких художников могут раскрыть эту тему, иногда подбираются готовые работы, иногда художники — участники проекта делают работы специально для выставки. Куратор же руководит формированием экспозиции в пространстве центра.

— А действует ли в ЕрмиловЦентре некое табу — художники, творческие направления или работы, которые не допускаются к участию в проектах? Как вы, например, относитесь к реалистичному искусству?

— Я стараюсь минимально вмешиваться в работу куратора, который знает, как он хочет раскрыть тему. От идеи до ее воплощения очень длинный путь, и чтобы тема была раскрыта, идея была представлена правильно иногда выставляются даже противоположные мнения художников. Поэтому я не помню, чтобы кого-то запретила.
Современное искусство очень динамично, в нем есть разные стили и направления, художники сегодня делают не только живописные работы, они — авторы объектов и инсталляций, перфомансов и видеоарта. Именно эта разность делает проекты интересными и запоминающимися, заставляет зрителя задумываться. А что касается «несовременного» искусства, то в Харькове есть прекрасный коллекционер, академик, в прошлом директор ФТИНТа Виктор Валентинович Еременко. Он начинал собирать свою замечательную коллекцию в 1960–1970-х годах. В 2014-м мы делали выставку его коллекции, в ней — работы харьковских художников Виктора Гонторова, Виталия Куликова, Павла Брозголя, Евгения Светличного, Михаила Попова, в основном — художников-нонконформистов, художников разных стилей и направлений, которые сегодня составляют славу Харькова. И все их работы прекрасно выглядели в нашем пространстве.

Харьков — город талантливейших людей


— Здравствуйте, Наталия Валентиновна. Вам звонит Татьяна. У вас проходил интересный проект, цель которого — выяснить, есть ли разница между столичным и провинциальным искусством. Это было очень познавательно, и меня интересует: не планируете ли вы продолжить эксперимент, возможно, в другом формате?

— Это был проект «Система координат». Думаю, что все последующие проекты, в том числе и проходящая сейчас в ЕрмиловЦентре выставка «Ноль без палочки», как раз являются подтверждением того, что место работы или жительства — не показатель таланта и востребованности художника — работает он в Харькове, Киеве или в Лос-Анжелесе. Все наши — и персональные, и коллективные — проекты харьковских художников в ЕрмиловЦентре доказывают, что Харьков — город талантливейших людей.

— Добрый день, Наталия Валентиновна. Меня зовут Максим. 25 февраля у вас стартует фестиваль экспериментального театра «Я и Села Брук». Расскажите о нем, пожалуйста.

— Мне очень отрадно, что ЕрмиловЦентр становится именно тем, что мы планировали при его создании: пространством не только для выставок, а мультикультурной и коммуникативной площадкой для демонстрации самых разных жанров искусства, где могут выступать музыканты, где можно ставить спектакли, проводить лекции и круглые столы. Режиссерам и актерам, которые будут представлять на фестивале свои спектакли, нравится наша многоуровневая площадка, где режиссер может выбирать локацию для показа, а зритель сможет видеть представление с разных уровней, в том числе и с балконов.

На благотворительном аукционе было жарко


— Добрый день, Наталия Валентиновна. Меня зовут Ирина. Я знаю, что недавно в ЕрмиловЦентре прошел масштабный благотворительный аукцион. Расскажите, пожалуйста, о его итогах.

— Главная цель аукциона «Линия милосердия», который мы проводили вместе с партнерами — благотворительным фондом «Мир и порядок», — оказать помощь семьям погибших в АТО харьковчан. Конечно, никакие выплаты не компенсируют горе, но, безусловно, в нынешней ситуации материальная помощь будет не лишней. На наше предложение предоставить работы для благотворительного аукциона откликнулось много авторов, среди которых знаковые персоны современного искусства Украины: Артем Волокитин, Олег Дроздов, Николай Маценко, Роман Минин, Евгений Светличный, Юрий Пикуль. Некоторые написали картины специально для проекта. Выставка получилась очень хорошей, но мы даже не предполагали, что результаты аукциона будут такими впечатляющими — нам удалось собрать 675 тысяч гривен. Самой дорогой работой оказался фрагмент «Глобуса Харькова» авторства известного харьковского художника-графика и дизайнера Максима Розенфельда. За картину развязалась жаркая борьба, и победителю торгов она досталась за 50000 гривен. Две другие работы, вызвавшие живой интерес публики, — «Квiтник» Ирины Ильинской и «Андреевский» Игоря Ильинского. Итоговые суммы, вырученные за картины, составили 40000 и 36000 гривен соответственно. Ирина Ильинская расписала специально для аукциона ящик для гранат, который ей привезли из г. Счастье, он был продан за 16 тыс. грн.

События в стране влияют на культурную жизнь


— Добрый день, Наталия Валентиновна. Меня зовут Алексей. Скажите, пожалуйста, какие проекты не удалось осуществить из-за отсутствия художников, способных раскрыть задумку, или политической ситуации в стране?

— Недостатка в художниках нет. У нас много предложений от художников и кураторов, и график работы ЕрмиловЦентра расписан до середины 2016 года. Что касается политических событий, безусловно, их влияние чувствуется. Нам пока не удалось сделать выставку и презентовать в нашем центре Международный симпозиум современного искусства «Бирючий-2014». Ежегодно этот симпозиум проходит на берегу Азовского моря на полуострове Бирючий, его организаторы — патриоты современного искусства, они собирают замечательный состав художников. Но осенью прошлого года из-за военных действий на востоке страны некоторые художники не смогли принять участие в этом форуме, не приехали и художники из России. Сказались и финансовые трудности, но мы надеемся реализовать эту идею в этом году.

— Наталья Валентиновна? Здравствуйте. Меня зовут Надежда. Скажите, пожалуйста, не ощущается ли из-за событий в стране творческий кризис или наоборот, заметен всплеск идей?

— Революционные события всегда дают мощный импульс и в некоторых случаях даже переориентируют художников на создание новых циклов, на новую тематику. Например, харьковская художница Белла Логачева сделала прекрасный проект «Новый украинский орнамент». Она делает вышивки на тему текущих событий — «Боинг №17», «Я — Волноваха» и получается своего рода арт-репортаж.

ЕрмиловЦентр меняет выставки каждые две недели


— Наталия Валентиновна? Добрый день. Меня зовут Елена. Я обратила внимание, что в PinchukArtCentre продолжительность одной выставки — полгода, а в ЕрмиловЦентре экспозиции меняются практически через две-три недели. Как вам удается так часто организовывать не просто выставки, а очень мощные проекты?

— Усилием воли. Большое спасибо за звонок, который говорит о том, что мы не зря много работаем, что наша деятельность востребована, а проекты вызывают интерес.

— А, может, не стоит так частить? Наверное, из-за такой частой смены экспозиций не все харьковчане успевают их посмотреть?

— Каждый день в ЕрмиловЦентре очень много посетителей, и действительно особенно большой наплыв, когда до закрытия выставки остаются считанные дни. Но, к сожалению, наш центр — в городе художников, графических дизайнеров, архитекторов, фотографов — пока один, и этим, в частности, объясняется наша загруженность. В этом полугодии тоже очень плотный график. В апреле, например, Ассоциация дизайнеров-графиков «4-й Блок» проводит «IX Международную Триеннале Эко-плаката», естественно мы не могли оказаться в стороне. Очень тесно работаем с международными институциями — например, с Французским альянсом в Украине, который ежегодно проводит фестиваль «Французская весна». На предложение организовать у нас выставку и провести церемонию открытия фестиваля «Французская весна» я не могу ответить «нет», потому что знакомство с французским искусством интересно и важно не только для арт-среды, но и для всех харьковчан.

Организовывать новые выставки каждые две недели непросто, тем более, что перед этим проекты иногда готовятся по полгода. Но нам удается выдерживать такой темп, а харьковчанам могу пока пожелать активнее посещать выставки и успевать их смотреть. Хочу пожелать всем нам новых проектов, которые интересно делать и не менее интересно смотреть!


Личное дело
Наталия Иванова родилась 24 августа 1967 года в Харькове. В 1984 году окончила среднюю школу № 126. В 1989 году завершила обучение в ХГУ (ныне — ХНУ им. В.Н. Каразина) по специальности «Экономическая теория». В 2008 году окончила курс «современные технологии управления» по направлению «PR-директор» в «Русской школе управления», г. Москва. С 2002-го работала директором по маркетингу Будянского фаянсового завода, с 2007 — PR-директор компании «АС Капитал Менеджмент». С 2012 года по сегодняшний день — директор Центра современного искусства «ЕрмиловЦентр». Занималась культурно-просветительскими проектами на общественных началах.
Не замужем, есть дочь Анастасия. Хобби — очень любит читать и экспериментировать на кухне.