Обвал гривны и последние нововведения на железной дороге заставили «челноков» пересмотреть свои дорожные «предпочтения».

Билеты проданы на неделю вперед


Напомним, с 31 января перестала курсировать пригородная электричка Харьков — Наумовка, а с 12 февраля — Белгород -- Казачья Лопань (их маршруты украинские и российские железнодорожники сократили до пограничных станций своих стран — Казачьей Лопани и Наумовки соответственно). Также перестали курсировать пригородные поезда и через все остальные украинско-российские пограничные переходы, большинство из которых были как раз в Харьковской и Сумской областях. И огромной армии «челноков», перевозящих товар из Харькова в Белгород, пришлось пересаживаться на автобусы. В результате резко возросла нагрузка на международный автомобильный пограничный пункт пропуска Гоптовка--Нехотеевка — автобусы там простаивают в очередях по нескольку часов.

– 24 февраля я ехал в Курск, и прохождение погранично-таможенного контроля заняло в общей сложности 3 часа 40 минут, – рассказывает Олег Глебов. – При этом перед входом в терминал прямо на асфальте были свалены многочисленные сумки и баулы: «челноков» с избыточным количеством товара российские таможенники в страну не пускали. Водители пояснили нам: когда отменили электрички, на Белгород стало ходить больше автобусов. Билеты на дополнительные рейсы распроданы на неделю вперед. К слову, вечером на границе было посвободнее: проверка с обеих сторон в общей сложности заняла час.

Из-за введения загранпаспортов рейсов поубавилось


Не менее популярными у харьковчан стали и автобусы в Москву. Если раньше земляки, направляющиеся в Белокаменную, предпочитали поспать на вагонной полке, то теперь она многим стала не по карману – билет в плацкартный вагон в среднем обходится в 2100 грн. Как объясняют железнодорожники, базовой тарифной валютой в международном сообщении (включая и межгосударственное между странами СНГ и Балтии) является швейцарский франк. И с падением курса украинской валюты, в разы выросла стоимость билетов. В основном из-за этого железнодорожникам пришлось отменить многие поезда межгосударственного сообщения.

Зато на автобусы Харьков – Москва купить билеты теперь непросто, поскольку этим видом транспорта можно доехать в российскую столицу за 400-500 грн. Сейчас в этом направлении каждый день ходят по три автобуса (два — с Центрального автовокзала и один — от КДП «Привокзальный» на Южном вокзале).

– Действительно, на Белгород в отдельные дни приходится назначать дополнительные автобусы. И на Москву будет открыт еще один рейс: Мариуполь — Москва через Харьков, а также два новых рейса харьковских перевозчиков, – подтвердил «Вечернему Харькову» замдиректора ПАО «Харьковское предприятие автобусных станций» Олег Болдырев. –  Из-за введения с 1 марта пересечения границы для российских граждан только по загранпаспортам российским перевозчикам пришлось временно отменить два рейса по маршруту Курск — Харьков и один  Орел — Харьков из-за того, что у водителей не было загранпаспортов. Пока не решена и проблема длительных стоянок на границе. Несколько дней назад, например, автобус Харьков — Курск российского перевозчика ушел на семь часов позже!

Вернуть пассажира в поезд железная дорога смогла бы только снизив либо базовый тариф, либо коэффициенты, как это было в 1998 году после дефолта. Но «Укрзалізниця» пока молчит. А вот железнодорожные администрации России и Беларуси смогли договориться о снижении до конца года стоимости билетов в сообщении между этими странами от 35 до 50%.