Семьям воинов, погибших в зоне АТО, срочно требуется помощь на всех уровнях, считают психологи и юристы. Областные и городские власти с этим согласились.

«Они боятся осуждения»


Психологи уверены: если общество и государство будет игнорировать проблемы семей, которые теряют близких, это может перерасти в серьезную социальную проблему.

– Проект помощи семьям бойцов, погибших в АТО, возник в Киеве, распространился по всей Украине, и Харьков поддержал эту инициативу, – говорит психолог «Кризисной психологической службы» Светлана Муравская. – Переживание потери близкого человека – процесс долгий и болезненный, который может длиться до шести лет: человек выпадает из социума, замыкается в своем горе и пытается его преодолеть своими силами. Но порой он застревает на какой-то стадии. Кроме того, если в семье погибает единственный сын, нет внуков и нет надежды, что в семье еще будут дети, это еще сильнее выбивает родителей из колеи.

Душевное состояние потерявших своих близких людей осложняется еще и тем, что общество неоднозначно относится к гибели бойцов в АТО, говорит психолог.

– Если к Великой Отечественной войне отношение людей было абсолютно однозначным, то к военным действиям в Украине люди относятся по-разному. Поэтому семьи переживают не только потерю, но и отношение к ней общества: соседей, друзей, близких, – отмечает Светлана Муравская. – Парадокс в том, что иногда люди даже боятся сказать, что их близкий погиб. Более того, семьи, с которыми мы работаем, в основном живут в Харьковской области, и были случаи, когда родственники, рассказывая об отношении окружающих, были даже благодарны соседям за то, что их хотя бы не осуждают. Это нонсенс! Ведь они потеряли самое дорогое, что у них есть! Им кажется, что это только их горе, что никто на всем белом свете не сможет их понять. Мы пытаемся поддерживать эти семьи, убедждаем, что они не одиноки. Многие люди – и волонтеры, и спонсоры – готовы помогать. Хотелось бы объединить усилия всех небезразличных людей и помогать справляться с горем.

Родственники до последнего надеются, что солдат вернется


На днях психологи собрали семьи из Харьковской области, в которых близкие погибли в зоне АТО: вместе легче преодолеть общее горе, считают специалисты.

– Наша группа работает со списками Харьковского областного военкомата, – рассказывает координатор «Кризисной психологической службы» Ольга Ладия-Щербакова. – К сожалению, в этих списках много неточностей в адресах, отсутствуют телефоны. А ведь большая часть семей живет за городом, причем далеко от районных центров. При этом в штате социальных служб, на которые возложено сопровождение семей погибших,  нет обученных по этой теме психологов. Между тем переживание горя отягощается еще и длительным процессом идентификации тел: иногда на допуск наших военных на территорию, где остались тела погибших, и на их идентификацию уходят недели. И если нет совпадения на 99,9%, семьи не признают гибель близкого человека – у всех до последнего остается надежда.

Юрист предлагает взять семьи погибших под опеку


Заместитель руководителя Луганской правозащитной группы юрист Александр Клименко считает: чтобы семьи почувствовали, что погибших сыновей, отцов и мужей помнят и чтят, нужно помочь им и на других уровнях.

– Люди, чьи сыновья, отцы и мужья погибли, нуждаются в юридической помощи, – озвучивает мнение организации Александр Клименко. – Потерявший близкого человек находится в состоянии шока и ступора, или женщина, похоронившая мужа, которой не на кого оставить детей, не в состоянии бегать по кабинетам, чтобы собирать справки для получения пособий и выплат. Поэтому при облгосадминистрации должен быть орган, содействующий таким семьям: необходимо, чтобы в семью приходил соцработник и сам оформлял необходимые справки.

Кроме того, Александр Клименко рекомендует выдавать путевки оставшимся без отцов детям, чтобы семьи почувствовали заботу о них. Предлагает  помочь и родителям погибших. Обычно это уже немолодые люди со слабым здоровьем и материально не обеспеченные, и местные советы могли бы помочь им решить насущные проблемы: например, выделить шифер для ремонта крыши, организовать лечение.

– Очень важно, с учетом роста цен, чтобы власти – областные, городские, местные советы – предоставляли льготы родственникам погибших по оплате коммунальных услуг. А организация поездок в Святогорскую или Киево-Печерскую лавры, в храмы Полтавы, Чернигова – для них будет действенным: посещение таких мест перенастраивает людей психологически, дает внутренний покой. Кроме того, предлагаем юридический механизм привлечения к ответственности Российской Федерации – обращение в Европейский суд по правам человека. От нашей организации в Евросуд направлено более 200 дел, и часть из них – дела погибших в зоне проведения АТО.

Власти согласились помочь


По словам Ольги Ладии, волонтеры и психологи встретились с областными и городскими представителями департаментов социальной защиты, и власти согласились, что с этой проблемой нужно работать.

– Мы были на приеме у замгубернатора Вадима Глушко, – говорит Ольга Ладия. – Он согласился с инициированием областной программы по сопровождению семей погибших. В частности – помощи в оформлении статуса участника АТО, ведь не все бойцы успели его получить.

Волонтеры встретились и с городскими властями.

– Мы договорились о сотрудничестве, – говорит о результатах встречи заместитель  городского головы по вопросам здравоохранения и социальной защиты населения Светлана Горбунова-Рубан. – Если какой-то конкретной семье понадобится материальная помощь, она сможет ее получить. Кроме того, договорились о возможности включить раздел о помощи семьям погибших в зоне АТО в уже существующую городскую программу по оказанию социальной помощи незащищенным категориям населения.