Какие стереотипы населения распространены в отношении вынужденных переселенцев, выяснили сразу несколько общественных организаций.

Буратино ассоциируется со смертоносной установкой


«Видели ли вы Буратино?». Под таким названием в разных регионах Украины проводится исследование, суть которого — выяснить, не предвзято ли относятся в не охваченных войной регионах Украины к вынужденным переселенцам с тем, чтобы развенчать самые распространенные надуманные стереотипы по отношению к приезжающим. Исследование проводится в рамках проекта «Содействие диалогу и примирению в регионах Украины».

— Сейчас в Украине около миллиона людей, вынужденных переселиться в другие регионы. О том, что в отношении них существуют стереотипы, говорится даже в докладе ООН, — говорит координатор проекта Ярослав Минкин.

Для исследований выбрали крупные города на западе и востоке страны. Интерактивные мероприятия уже прошли в Мелитополе, Харькове, Виннице, Днепропетровське, Ивано-Франковске, Кременчуге и Луцке, впереди — мониторинг в Киеве и Чернигове. Мнением о переселенцах интересовались у общественных деятелей, работников культуры, педагогов, журналистов, волонтеров и у самих жителей восточных областей, вынужденных покинуть свои дома.

Автором названия проекта оказался мальчик из Мелитополя.

— Когда ребенка попросили задать вопросы переселенцам, он спросил: «Видели ли вы Буратино?», — вспоминает Ярослав Минкин. — Он имел в виду вовсе не известного сказочного героя, а страшную российскую установку «Буратино», сеющую смерть на востоке страны.

Стереотипы бывают и абсурдными


— Среди стереотипов о переселенцах есть не только позитивные, но и негативные: например,что они поддерживают политику России, что их родственники воюют на стороне так называемых ЛНР и ДНР в то время, как семьи прячутся в Украине. Есть мнение, что они связаны с криминальными и террористическими группировками на территории Украины и с пророссийски настроенными жителями. Еще один стереотип — якобы переселенцы не готовы принимать украинскую культуру, учить национальный язык и интегрироваться в единую Украину. Кроме того, их считают закрытыми, неблагодарными, с более низкими личностными качествами, чем у коренного населения, людьми, — перечисляет Ярослав Минкин.

Отношение к вынужденно переселившимся людям практически одинаковое по всей Украине, но некоторые нюансы продиктованы и региональными особенностями. Ярослава Минкина удивило, например, что в прифронтовом Мелитополе, находящемся в 100 км от оккупированного Крыма, некоторые политические элиты активно поддерживают пророссийскую позицию. Как объяснили местные активисты, мелитопольские бизнесмены завязаны на реализации товара (например, черешни, овощей, оборудования) в России.

— В Днепропетровске, наоборот, жители настроены очень патриотично. И к переселенцам и всем инакомыслящим относятся очень жестко — вплоть до требования немедленного удаления из общества и содержания под стражей, — делится Ярослав Минкин. — Бывают и абсурдные ситуации — например в русскоговорящем Кременчуге переживают, что переселенцы не готовы принимать украинскую культурную идентичность.

«Переселенцы-мужчины должны защищать свою землю»


Похожий мониторинг провела и общественная инициатива «КрымSOS» — в Виннице, Херсоне, Львове, Киеве и Харькове. «КрымSOS» отмечает в основном положительное и нейтральное отношение местного населения к переселенцам (негативное отношение проявилось не более чем в 10% случаев). Выводы, собственно, тоже похожи.

— Одна из самых сильных тенденций — мнение о том, что переселенцы сами виноваты в том, что случилось в Донбассе, — говорит соучредитель и координатор «КрымSOS» Тамила Ташева. — Зачастую их также обвиняют в том, что они не хотят работать, рассчитывают только на пособия. А еще распространено мнение, что мужчины-переселенцы должны защищать свою землю, а не отсиживаться в мирных городах.

«КрымSOS» зафиксировала и случаи дискриминации переселенцев.

— В первую очередь речь идет об аренде жилья, — делится Тамила Ташева. — Переселенцев считают неплатежеспособными, неблагонадежными, которые могут уехать в любой момент. В сфере трудоустройства были случаи, когда людям отказывали именно потому, что они переселенцы. Поступали жалобы и на то, что детей переселенцев обижали в детских учреждениях.

Многие стереотипы рождены слухами


Харьковская область разделяет общие стереотипы, в частности о том, что переселенцы поддерживают политику РФ, а их родственники воюют на стороне так называемых ЛНР и ДНР.

— Нужно учитывать, что люди из Донбасса находятся в состоянии глубокого посттравматического синдрома и потому не идут на контакт. К тому же многие переселенцы проживают компактно, и харьковчане редко их видят. В итоге большинство горожан продолжает жить слухами и, соответственно, стереотипами. Если бы произошел тесный диалог, во время которого харьковчане могли бы пообщаться с жителями Донбасса, стереотипы были бы разрушены, — считает Ярослав Минкин.

Харьковчане и переселенцы близки ментально


Но в общей массе харьковчане лояльны. Координатор психологической службы организации «Дом человека» практический психолог Ольга Кадышева каждый день работает с переселенцами из Донбасса, поэтому знает об уровне доверия харьковчан к переселенцам не понаслышке.

— Жесткого деления на своих и чужих мы не видим, — уверяет Ольга Кадышева. — Как раз наоборот — наблюдаем высокую толерантность, эмпатию, сочувствие, недаром Харьков называют городом волонтеров. Харьковская область географически ближе других к Донецкой и Луганской, поэтому между харьковчанами и переселенцами из Донбасса есть ментальная близость. Люди приезжают в Харьков еще и потому, что здесь есть родственники, друзья, знакомые, одноклассники. Конечно, сначала наблюдалась некоторая тревога среди местных жителей. Затем тревога сменилась на сочувствие и стремление помочь. Для переселенцев процесс адаптации проходил сложнее. Они были изолированы от социальной инфраструктуры и полностью зависимы от опеки волонтеров и местных жителей. Это приводило к апатии, депрессии, стремлению отрешиться от реальности (включая собственных детей), в которой от тебя, кажется, ничего не зависит. Легче адаптироваться было тем, кто поселялся в городе. Многие харьковчане в начале лета бесплатно предоставляли переселенцам квартиры, а частные отели выделяли бесплатные номера. К концу лета ресурсы и переселенцев, и харьковчан стали иссякать, стало сложно найти жилье и работу. Причем проще оказалось тем, кто решил надолго остаться в Харькове — такие люди находят и жилье, и работу. Конечно, есть те, кто пользуется своим статусом ВПЛ с позиции «Вы мне должны», особенно дико это звучит по отношению к волонтерам. Среди харьковчан также заметна определенная усталость: рост цен, дефицит собственных ресурсов, весенняя депрессия, теракты — все это поддерживает высокий уровень тревоги. Однако коллеги из других городов единодушно признают, что в Харькове самая толерантная атмосфера по отношению к переселенцам.

— Только две тысячи из 145 тысяч зарегистрированных в области переселенцев, получили статус безработных. Остальные либо ищут работу самостоятельно, либо обращаются за помощью к негосударственным структурам. Через центр занятости трудоустроились только 500 человек. Но сложности с трудоустройством связаны, скорее всего, с тем, что рынок труда в Харькове себя исчерпывает, и людям тяжело найти работу независимо от того, переселенцы они или нет, — добавляет региональный координатор проекта по Харьковской области Виктория Бабий.

Предвзятое отношение к переселенцам может аукнуться


Отношение к переселенцам во многом зависит от экономической ситуации в стране, считают общественники.

— В последнее время мы заметили в Киеве тенденцию — вместе с ухудшением экономической ситуации стало ухудшаться и отношение к переселенцам, и если экономический кризис будет усугубляться, проблема может обостриться, — считает Тамила Ташева.

К сожалению, стереотипы по отношению к переселенцам чреваты не только недопониманием или взаимными обидами.

— Можно предположить: если люди не смогут найти себе жилье, работу — появится огромное количество маргинализированных граждан, у которых не будет иного выхода, как совершать противозаконные поступки, — предупреждает Ярослав Минкин.

По результатам исследования будет создан всеукраинский аналитический отчет, который будет презентован в апреле.

— Кроме того, мы будем разрабатывать и распространять методики о том, как преодолеть стереотипы по отношению к переселенцам и как вернуть внутренних мигрантов к полноценной жизни. Мы планируем предоставить методички местным органам власти, чтобы они тоже направили свои действия на искоренение стереотипов. Украина может остаться Украиной, только если будет целостным государством, — отмечает координатор проекта «Содействие диалогу и примирению в регионах Украины».