Впервые с 1 сентября в учебно-воспитательный процесс пятых классов введен новый курс «Этика». Многих родителей взволновало содержание нового предмета, поскольку молва сразу окрестила предмет для пятиклассников «Этикой веры». Мамы и папы задают самые разные вопросы.

Каким будет содержание занятий по новоявленной этике? Не станет ли предложенный предмет навязыванием в стенах школы религиозных взглядов? Кто вообще будет преподносить такую сверхделикатную тему — священники или учителя-атеисты, которые могут зародить скепсис по отношению к вере?
Этика — это предмет, который вводится впервые. Называется он не «Христианская этика», а просто «Этика», и входит как обязательный предмет во все учебные планы пятых классов. Сегодня в Харькове есть уже методические разработки и нормативные документы Министерства образования и науки Украины. Начальник Главного управления образования и науки обладминистрации Людмила Белова рассказала о содержании нового предмета и принципах его изложения: «Мы готовились к преподаванию курса этики. Школа отделена от церкви, поэтому речь не идет о том, разделяют ли сами педагоги какие-то религиозные взгляды или имеют склонность к определенной вере. Учитель может быть атеистом или человеком верующим, но никаких личных предпочтений или субъективного отношения преподавателя при изложении предмета быть не должно. Это очень важно: преподавание предмета этики — исключительно мирское. Новый предмет изучает моральные критерии и принципы, общечеловеческие ценности, на которых базируется отношение человека к миру, к самому себе. Речь не идет о привлечении к той или иной вере, сравнении той или другой веры. К преподаванию нового предмета готовить преподавателей обязательно нужно». Именно поэтому еще в прошлом году Харьковский институт непрерывного образования составил соответствующие программы, 100 харьковских учителей уже прошли там обучение и фактически готовы к преподаванию этики. Еще 160 учителей начинают такую подготовку на базе этого института. Работа будет продолжена, потому что Министерство образования и науки тоже готовит эти курсы для педагогов, и наши учителя поедут учиться еще и в Киев.
«Я считаю, — говорит Людмила Александровна, — что мы можем еще пересмотреть учебные планы. Мы не спешим входить в класс, если еще не готовы учить. Предмет начнется немного позже, зато мы подготовим учителя для того, чтобы он работал именно так, как это сегодня необходимо». Курс нового предмета обеспечен программой, учебниками и учебными пособиями. В общеобразовательных учебных заведениях на изучение этого предмета в пятых классах отведен один час в неделю. Этика будет изучаться всеми учениками класса без исключения и оцениваться по 12-балльной системе. Предусматривается, что на следующий учебный год в
6-м классе изучение предмета будет продолжено.
А что касается христианской этики — это тоже новый, но факультативный предмет. Министерством образования и науки Украины создана специальная комиссия для разработки содержания новых факультативных курсов по этике веры и изучению религии. После завершения этой работы будут изданы разные программы и выпущены учебники. В течение 2005/2006 учебного года такая работа продолжится. Предполагается преподавание факультативных и специальных курсов: «Основы религиоведения» для 10-11 классов, «Основы культуры и искусства», «Эстетическое воспитание», «История философской мысли», «Основы философии», «Человек и культура», «Основы эстетики» и другие.
Но эти предметы, обещают работники образования, тоже не будут иметь прямого отношения к церкви. Представители церкви, безусловно, могут выступать как эксперты, оказывая помощь при подготовке содержания курсов, поскольку речь в них идет о моральных принципах, на которых базируется та или иная вера. Без них это сделать невозможно. Но преподавание в школе не будет проводиться с их помощью. Новые предметы будут преподавать специально подготовленные учителя-гуманитарии.
Изучение факультативных курсов на морально-этические темы предложено Министерством образования и науки с этого учебного года. Это дополнительные и бесплатные занятия. Организуются они по заявлению родителей на имя директора школы и по согласию самих детей, желающих пополнить свои познания. Это значит, что посещение таких уроков — не обязательное для всех учеников класса. Уровень знаний школьников по факультативным курсам морально-этической проблематики оцениваться не будет.