27 марта отмечается Международный день театра. Зрители, как правило, мало представляют, какой кропотливый труд предшествует каждому спектаклю и сколько специалистов участвуют в постановке вне сцены.

Как рождается внешний облик героев? Какие средства использует художник, чтобы лица актеров оставались в памяти зрителей? О таинствах художественной работы с персонажами корреспонденту «Вечернего Харькова» рассказала начальник гримерного участка Харьковского государственного академического русского драматического театра имени А.С. Пушкина Инна Денисенко.

«Театр — моя жизнь»


Инна Денисенко служит гримером в театре им. Пушкина четыре десятилетия — она пришла сюда буквально со студенческой скамьи.

 — Я — старожил в театре, — делится Инна Денисенко. — Еще в школе мечтала о работе, которая бы каждый день дарила праздник, и до сих пор не перестаю удивляться моей профессии. Каждый день происходит что-то новое, и даже спектакли, которые идут не первый год, воспринимаю как премьерные. Театр — моя жизнь, и я не представляю себя в другой профессии.

Один из самых интересных моментов работы Инны Михайловны — продумывать грим к премьерным спектаклям. Без этого невозможно создание образа. Работа гримера начинается с изучения пьесы. Затем, отталкиваясь от замысла режиссера, художника и исполнителя роли, он приступает к творчеству.

— Мы начинаем пробовать грим за три-четыре недели до премьеры, но до генеральной репетиции актеры стараются не выходить на сцену в гриме, поэтому в загримированном виде они порой не узнают друг друга, — улыбается Инна Денисенко.

Как делаются курносые носы


Гример должен прорисовать все детали лица персонажа, и при этом нужно учесть не только нюансы каждого образа и замысел спектакля в целом, но и индивидуальные особенности лица исполнителя. Чтобы придать лицу актера черты того или иного пероснажа, используется театральный грим. Впрочем, как говорит Инна Денисенко, для нанесения основного тона многие актрисы покупают тональную крем-пудру.

Живописный грим может серьезно изменить внешность, но вершина гримерного искусства — пластический грим, который способен сделать человека совершенно неузнаваемым. При этом, меняя внешность, мастер должен сохранить для актера возможность выражать эмоции живой мимикой, без которой невозможна актерская игра.

В распоряжении гримера есть целый арсенал средств, которые не купишь в обычном магазине. Например, плоские и объемные наклейки, с помощью которых можно создать курносый или горбатый нос, азиатский разрез глаз. Тонкие наклейки и накладки фиксируются на лице театральным клеем, места соединения их с кожей маскируют гримировальными красками. Так, чтобы сделать вздернутый носик, короткую наклейку прикрепляют к переносице и кончику носа — таким образом кончик носа подтягивается вверх. Чтобы добиться полного преображения актера, используют специальный пластический материал гуммоз: из него можно слепить колоритный нос любой формы или впечатляющие шрамы и бородавки. А еще гример может сделать из нормальных ушей ушки-лопоушки, для этого в них нужно вставить и приклеить специальные пружинки.

— Раньше мы делали из гуммоза и смешные носы, и лопоухие уши, но в последнее время грим стал более реалистичным, и, как правило, такое преображение нашим актерам уже не требуются, — говорит Инна Деисенко.

Из женщины легче сделать мужчину


Инне Денисенко интересен любой новый опыт, недавно ей посчастливилось поучаствовать в смене пола актеров.

— 13 марта у нас была премьера спектакля «Клинический случай», — рассказывает гример. — Спектакль интересен не только для зрителей, но и для нас: в течение спектакля актеры-мужчины быстро переодеваются в женщин, и мы должны очень быстро сменить им одежду и обувь, а также мгновенно снять и снова нанести макияж. Таких спектаклей у нас еще не было. Надо сказать, женское лицо легче сделать мужским. Женщине можно сделать немного грубый грим, нависшие брови, немного морщинок, расширить лицо, придать легкую небритость, а вот сделать из мужчин женщин сложно: надеть парики и лифчики, подрисовать губки, открыть глаза, сделать выше брови. Задействованным в спектакле актерам тоже очень понравилось перевоплощение: они заранее отрабатывали женскую походку в туфлях 45-го размера на каблуках и учились ходить в бюстгальтерах. Один из актеров удивлялся, как женщины могут это носить — очень неудобно проходить боком в узком месте.

Актеры носят натуральные брови и ресницы


Гример должен владеть не только приемами наложения грима, но и мастерством создания причесок, а еще уметь клеить накладные бороды, усы, брови и даже ресницы. В гримерном цехе сотни париков, и все это волосатое хозяйство в буквальном смысле разложено по полочкам. Парики разных мастей развешены на деревянных болванках, разложены по отдельным ящикам, полкам и коробочкам. Все они именные — к каждому прикреплены записки с фамилией актера, которому предстоит выходить в конкретном аксессуаре на сцену.

Усы, брови, бороды и ресницы в цеху делают сами, причем из натуральных волос, которые театр специально покупает в парикмахерских. К слову, локоны, большинство шиньонов и парики, которые были приобретены раньше, в театре тоже натуральные. Синтетические волосы невозможно причесать, накрутить на бигуди, придать нужную форму, сделать укладку, говорит Инна Денисенко.