Все больше харьковчан пересаживаются с общественного транспорта на велосипеды.

Однако спальные районы города пока лишены удобных велодорожек, связывающих их с центром города. Решить эту проблему поможет «Другой путь», предполагающий прокладку велотрассы вдоль реки Харьков — от центра до Салтовки.

Презентовать проект харьковские ландшафтные дизайнеры планируют в ходе 10-го Велодня, который пройдет в Харькове 24 мая.

— Есть два пути развития велодвижения в городе. Первый — изменение профилей уличной сети с выделением места для велодорожек. Но это предложение наталкивается на активное неприятие автомобилистов, которые порой ведут себя агрессивно по отношении к велосипедистам, — рассказывает один из авторов проекта «Другой путь» ландшафтный дизайнер Марина Крячко. — И второй — альтернативный маршрут, который исключает фактор конфликта интересов и позволяет разгрузить существующую транспортную систему.

По словам Марины Крячко, вело-пешеходный маршрут, по кратчайшему пути соединяющий центр города с самым большим и густонаселенным жилым массивом Харькова — Салтовкой, пройдет по берегу реки Харьков и вдоль гребного канала.

— На протяжении 11 километров он нигде не пересекается с автомобильными дорогами. Огромный жилмассив с населением 500 тысяч человек получит возможность на велосипеде или пешком комфортно добраться до центра города, не пересекая ни одной автомагистрали, — рассказывает Марина. — «Другой путь» предусматривает прокладку велосипедных дорожек (предполагается, что это будет дорожное полотно, как в Европе, — из трамбованного щебня) и установку фонарей. Кроме того, предусмотрена реконструкция мостов. Например, велодорожка будет пропущена под метромостом у станции метро «Киевская» и пройдет через экстрим-парк, который будет там построен. Человеку нигде не придется вставать с велосипеда — он везде сможет проехать.

В проекте заложено благоустройство набережных и развитие прилегающих районов, поскольку маршрут на всем протяжении будет совмещен с рекреационной зоной.

— Такая система — это новый вид отдыха. Человеку не придется специально отправляться в парк, он сможет отдохнуть по пути на работу и обратно, поскольку его будет окружать красивая природа. Кроме того, будет разработана целая система многофункциональных деревянных платформ, на которых можно порыбачить, позагорать, устроить пикник или просто посидеть на свежем воздухе с ребенком, — делится планами Марина Крячко.

Дизайнеры разрабатывали проект на протяжении года. И за это время уже успела образоваться инициативная группа, которая работает над его популяризаций и продвижением. По словам один из авторов «Другого пути» Марины Крячко, во время проведения традиционного Велодня 24 мая активисты презентуют его харьковчанам.

— Во-первых, мы организуем колонну, которая проедет по этому пути. В принципе сейчас там проезд есть — экстремальные люди вроде меня проехать смогут. Однако трудностей масса. Дорога не оборудована, на 80% — это грунтовка, по которой можно проехать только в сухую погоду; под метромостом мешает трубопровод; отсутствует освещение и удобные съезды на мосты, — поясняет Марина Крячко. — Во-вторых, мы организуем конкурс на лучший снимок, сделанный на этом маршруте. После проведенного в соцсетях голосования автор лучшей фотографии будет награжден модными велоочками. И в третьих — на площади Свободы будет установлена палатка, где все желающие смогут ознакомиться с проектом и схемой маршрута.

По словам дизайнера, «Другой путь» — это единственный проект из Украины, отобранный для участия в конкурсе, который состоится в июне этого года в Риге.

По предварительным оценкам, на реализацию проекта потребует порядка 10–12 миллионов гривен. Однако реализовывать его можно постепенно, уверяет автор.

— Со всех сторон проект актуален и перспективен, а с точки зрения пошаговой реализации — можно сказать, что он бюджетный, — говорит Марина Крячко. — Мы предложили «Другой путь» на рассмотрение постоянным городским комиссии, но пока ответа нет.