Волонтер Оксана Нежальская, подорвавшаяся на мине в Луганской области, сейчас в Харькове учится ходить на протезах.

Она не сомневается, что когда вернется домой, снова будет помогать беспомощным старикам.

Подорвались на мине


Перед этой женщиной склоняют голову даже видавшие виды волонтеры. Президент благотворительного фонда «Инва-SOS-Восток» Евгений Струков вывозит людей из зоны АТО много месяцев, но на вопрос о потрясшем его случае на войне без колебаний говорит: героизм и удивительное жизнелюбие волонтера Оксаны Нежальской из Антрацита.

Оксана жила в поселке Ивановка Антрацитовского района. До войны была учителем — преподавала ребятишкам в экологическом кружке Антрацитовского районного центра детско-юношеского творчества. Когда началась война, взяла под опеку стариков: возила бабушкам и дедушкам в отдаленные села продукты и лекарства, брала на зарядку мобильные телефоны, заряжала аккумуляторы для фонариков. Несчастье случилось 23 августа прошлого года.

— Мы повезли продукты и лекарства, но до поселков так и не доехали, — вспоминает Оксана Нежальская. — Наш автомобиль переехал через железную дорогу, как прозвучал взрыв: оказалось, под плитами железнодорожного переезда была заложена мина.

Водителю повезло больше пассажиров: его выбросило через лобовое стекло, и он остался практически цел. Медики шутили, что он родился в бронежилете. Женщина-волонтер, которая сидела рядом с Оксаной, погибла. У Оксаны Нежальской были такие же ранения, как у подруги, но она выжила.

Ее силе воли поражались даже врачи


— Медики в больнице Антрацита, куда меня привезли, рассказывали, что я даже разговаривала, — говорит Оксана Нежальская. — Наверное, это были последствия полученного шока. На самом деле я до сих пор ничего не помню — даже момента взрыва. Я потеряла много крови и пришла в сознание только на пятые сутки, когда перелили кровь. Правую ногу оторвало, левая до колена раздроблена. Но у врачей не поднималась рука резать: мне только обрабатывали раны и поставили аппарат, который, как надеялись врачи, скрепит фрагменты раздробленных костей, чтобы они срослись. Но и через полтора месяца часть стопы по-прежнему не работала.

Ее силе воли поражались даже видавшие виды врачи.

— Медсестра, которая принимала меня в Антраците, а потом увидела через месяц сидящей на кровати, сказала: «Врачи были уверены, что вы не выживете — давали один процент из ста. А вы уже умеете сидеть», — рассказывает Оксана.

Узнав об истории Оксаны Нежальской, Евгений Струков перевез ее из Антрацита в Харьковскую областную клиническую больницу, где врачи констатировали: аппарат не дал эффекта — не срослась ни одна косточка.

В конце января 2015-го Оксану перевели в Украинский научно-исследовательский институт протезирования, протезостроения и восстановления трудоспособности. Там поставили аппарат Елизарова и месяц пытались спасти кости.

— Боли были адскими, — вспоминает она. — Обезболивающее не помогало. Кости не срастались, и для консультации вызвали профессора Михаила Зайцева. Мы с ним выбрали оптимальный вариант — ампутацию второй ноги ниже колена.

Земляки не забыли


Несмотря на боль, Оксана сразу стала учиться ходить на протезах. Ее упорство потрясло друзей.

— 13 февраля у Оксаны был день рождения, и мы приехали ее поздравить, — делится Евгений Струков. — Ей уже подобрали протезы, и она настойчиво учится на них ходить. Говорит: «Чем быстрее пойду, тем быстрее снова начну волонтерить». Вот такой она мужественный человек — с большой буквы. Она не только пример героизма, но и позитива, жизнелюбия, веры в себя и в добро.

— Ходить очень больно и тяжело, но я уже семь месяцев в больнице, пора возвращаться домой, — улыбается Оксана. — Я очень благодарна и протезисту Сергею и медсестре Наталье института протезирования — они помогают учиться ходить, всячески поддерживают. Худо-бедно, но уже хожу на двух протезах.

Через месяц ее обещают выписать домой.

— Когда вернусь, продолжу волонтерскую работу. Хотя теперь будет сложнее — мой автомобиль сгорел, к тому же не знаю, когда смогу водить машину, — говорит Оксана.

Старики, которым помогала Оксана Нежальская, очень ее ждут: звонят, интересуются здоровьем, передают приветы.