Спустя почти семь десятилетий картина всемирно известного голландского художника Корнелиса ван Пуленбурга «Аркадский пейзаж», вывезенная фашистами во время Второй мировой войны, вернулась в Украину. Харьковчане увидели ее первыми.

Голландский живописный шедевр ХVII века был частью коллекции украинских меценатов начала прошлого века Богдана и Варвары Ханенко.

Картину не успели эвакуировать


Это полотно — уникальный экспонат для украинских музеев и представляет собой образец новаторского течения голландской живописи ХVII столетия. Корнелиса ван Пуленбурга считают основателем особенного жанра — так называемого аркадского пейзажа. Аркадией называли мифическую страну, которую населяли беззаботные пастухи, очаровательные нимфы, падкие на вино и нимф сатиры. Во время Второй мировой войны картину не успели эвакуировать из киевского музея, а в августе 1943 года по распоряжению нацистской оккупационной власти ее вывезли в Кенигсберг вместе со многими другими произведениями искусства.

Коллекционер опустил цену до минимума


Послевоенная судьба «Аркадского пейзажа» неизвестна, но в 2011 году на сайте одного из европейских аукционов вдруг появилась информация о продаже полотна. После детального анализа картины торги были приостановлены, а через год идентичность картины была окончательно подтверждена и начался процесс ее возвращения в Украину. Финансовые расходы, включая страховку и траспортировку, взял на себя Международный благотворительный фонд «Фонд Александра Фельдмана».

— В Украине существует проект «Возвращение культурных ценностей», он касается всех видов искусства и имущества Украины, — рассказывает глава фонда Александр Фельдман. — Мы не ищем картины специально: найти конкретную работу практически невозможно. Существует закон о продаже ворованных вещей. Как только на аукционе появляется работа из Украины, нам об этом сообщают. «Аркадский пейзаж» когда-то приобрел голландский коллекционер и спустя годы выставил на аукцион для перепродажи. Картина была арестована, и мы начали переговоры с аукционным домом и собственником. Считаю, что коллекционер совершил подвиг — опустил стоимость шедевра до минимума, согласившись отдать за сумму, которую заплатил сам. Большую помощь оказал нам и аукционный дом.

Процесс возвращения был очень долгим


Музейным работникам вместе с меценатами нужно было еще доказать, что картина из Украины.

— Поиски нашей коллекции длятся с 1945 года, — рассказывает заместитель директора по научно-исследовательской работе Музея искусств им. Богдана и Варвары Ханенко в Киеве Елена Живкова. — «Аркадский пейзаж» — это первая ласточка, первое полотно, вернувшееся после войны в наш музей. Сейчас утраченные картины одна за другой стали появляться на антикварном рынке. Вероятно, владельцы украденных гитлеровцами ценностей уже расслабились, а, возможно, наследники просто не знают, каким образом полотна пришли в коллекцию. Мы продолжим эту работу, и я надеюсь, что в нашей стране найдутся люди, которые будут помогать и нашему, и Харьковскому художественному музею возвращать утраченные ценности. К сожалению, государство относится к этому спустя рукава. Два года назад, как только стало известно о находке, мы известили об этом Министерство культуры. Оно отреагировало письмом, в котором сообщалось, что деньги на возвращение работы не запланированы. Мы начали искать меценатов. Из тех, к кому мы обращались, откликнулся только один.

Истина восторжествовала


Для возвращения полотна в Украину специалистам пришлось предоставить массу доказательств и результатов экспертиз.

— Это была очень сложная работа, — говорит Елена Живкова. — Я два года переписывалась с аукционом, доказывая, что это наша картина. Нам пришлось сравнивать полотно со старой черно-белой фотографией, которая сохранилась в архиве нашего музея. Более того, картина уже прошла реставрацию, и на ней появились некоторые детали, которых на фото не было. Чтобы аргументировать несовпадения, мы провели спектральные исследования, и нам удалось доказать, что в тех местах картины, которые не совпадают с оригиналом, есть реставраторские заправки. Мы очень тщательно исследовали и оборотную сторону картины. Голландцы писали на очень специфических дубовых досках, обработанных определенным образом. В тех местах, где когда-то стояли музейные обозначения и шифры нашей коллекции, доска была стесана. Это доказывает, что ее специально очищали, чтобы скрыть следы принадлежности работы к нашей коллекции. В результате истина восторжествовала.

Цену картины не называют


Шедевр голландской живописи ХVII века можно увидеть в галерее «АВЭК» с 10.00 до 22.00 до 12 апреля. Абсолютно бесплатно. А 13 апреля жемчужина из коллекции Богдана и Варвары Ханенко отправится в Киев и займет свое законное место в музее. Ее обещают разместить в постоянной экспозиции в голландском зале — там же, где она находилась до 1943 года. Стоимость выкупленного полотна не озвучивают.

— Эта работа прекрасна и бесценна, — уверяет Елена Живкова. — «Аркадский пейзаж» — эталонное полотно одного из лучших голландских художников.