Харьковчане помогли вернуть украденный гитлеровцами шедевр

Харьковчане помогли вернуть украденный гитлеровцами шедевр

Спустя почти семь десятилетий картина всемирно известного голландского художника Корнелиса ван Пуленбурга «Аркадский пейзаж», вывезенная фашистами во время Второй мировой войны, вернулась в Украину. Харьковчане увидели ее первыми.

Голландский живописный шедевр ХVII века был частью коллекции украинских меценатов начала прошлого века Богдана и Варвары Ханенко.

Картину не успели эвакуировать


Это полотно — уникальный экспонат для украинских музеев и представляет собой образец новаторского течения голландской живописи ХVII столетия. Корнелиса ван Пуленбурга считают основателем особенного жанра — так называемого аркадского пейзажа. Аркадией называли мифическую страну, которую населяли беззаботные пастухи, очаровательные нимфы, падкие на вино и нимф сатиры. Во время Второй мировой войны картину не успели эвакуировать из киевского музея, а в августе 1943 года по распоряжению нацистской оккупационной власти ее вывезли в Кенигсберг вместе со многими другими произведениями искусства.

Коллекционер опустил цену до минимума


Послевоенная судьба «Аркадского пейзажа» неизвестна, но в 2011 году на сайте одного из европейских аукционов вдруг появилась информация о продаже полотна. После детального анализа картины торги были приостановлены, а через год идентичность картины была окончательно подтверждена и начался процесс ее возвращения в Украину. Финансовые расходы, включая страховку и траспортировку, взял на себя Международный благотворительный фонд «Фонд Александра Фельдмана».

— В Украине существует проект «Возвращение культурных ценностей», он касается всех видов искусства и имущества Украины, — рассказывает глава фонда Александр Фельдман. — Мы не ищем картины специально: найти конкретную работу практически невозможно. Существует закон о продаже ворованных вещей. Как только на аукционе появляется работа из Украины, нам об этом сообщают. «Аркадский пейзаж» когда-то приобрел голландский коллекционер и спустя годы выставил на аукцион для перепродажи. Картина была арестована, и мы начали переговоры с аукционным домом и собственником. Считаю, что коллекционер совершил подвиг — опустил стоимость шедевра до минимума, согласившись отдать за сумму, которую заплатил сам. Большую помощь оказал нам и аукционный дом.

Процесс возвращения был очень долгим


Музейным работникам вместе с меценатами нужно было еще доказать, что картина из Украины.

— Поиски нашей коллекции длятся с 1945 года, — рассказывает заместитель директора по научно-исследовательской работе Музея искусств им. Богдана и Варвары Ханенко в Киеве Елена Живкова. — «Аркадский пейзаж» — это первая ласточка, первое полотно, вернувшееся после войны в наш музей. Сейчас утраченные картины одна за другой стали появляться на антикварном рынке. Вероятно, владельцы украденных гитлеровцами ценностей уже расслабились, а, возможно, наследники просто не знают, каким образом полотна пришли в коллекцию. Мы продолжим эту работу, и я надеюсь, что в нашей стране найдутся люди, которые будут помогать и нашему, и Харьковскому художественному музею возвращать утраченные ценности. К сожалению, государство относится к этому спустя рукава. Два года назад, как только стало известно о находке, мы известили об этом Министерство культуры. Оно отреагировало письмом, в котором сообщалось, что деньги на возвращение работы не запланированы. Мы начали искать меценатов. Из тех, к кому мы обращались, откликнулся только один.

Истина восторжествовала


Для возвращения полотна в Украину специалистам пришлось предоставить массу доказательств и результатов экспертиз.

— Это была очень сложная работа, — говорит Елена Живкова. — Я два года переписывалась с аукционом, доказывая, что это наша картина. Нам пришлось сравнивать полотно со старой черно-белой фотографией, которая сохранилась в архиве нашего музея. Более того, картина уже прошла реставрацию, и на ней появились некоторые детали, которых на фото не было. Чтобы аргументировать несовпадения, мы провели спектральные исследования, и нам удалось доказать, что в тех местах картины, которые не совпадают с оригиналом, есть реставраторские заправки. Мы очень тщательно исследовали и оборотную сторону картины. Голландцы писали на очень специфических дубовых досках, обработанных определенным образом. В тех местах, где когда-то стояли музейные обозначения и шифры нашей коллекции, доска была стесана. Это доказывает, что ее специально очищали, чтобы скрыть следы принадлежности работы к нашей коллекции. В результате истина восторжествовала.

Цену картины не называют


Шедевр голландской живописи ХVII века можно увидеть в галерее «АВЭК» с 10.00 до 22.00 до 12 апреля. Абсолютно бесплатно. А 13 апреля жемчужина из коллекции Богдана и Варвары Ханенко отправится в Киев и займет свое законное место в музее. Ее обещают разместить в постоянной экспозиции в голландском зале — там же, где она находилась до 1943 года. Стоимость выкупленного полотна не озвучивают.

— Эта работа прекрасна и бесценна, — уверяет Елена Живкова. — «Аркадский пейзаж» — эталонное полотно одного из лучших голландских художников.