«В Украине необходимо создать консорциум энергомашиностроительных предприятий», — считает директор завода «Электротяжмаш» Олег Калашников. Он уверен, что так команде «промышленников-тяжеловесов» будет намного легче бороться за место под солнцем на мировом рынке. «Стране чрезвычайно необходима организация, которая бы заключала договоры и контракты на строительство крупных объектов как внутри Украины, так и за рубежом. Консорциум не только грамотно сопровождал бы экспортные поставки, но и нес ответственность за сроки выполнения, контролировал финансирование», — развивает свою мысль Олег Калашников.
Директор «Электротяжмаша» предполагает, что это позволит не только защищать государственные интересы в сфере энергетического машиностроения, но и оптимизировать производство, продемонстрировать эффективность управлениягосактивами. По словам руководителя предприятия, объединиться под единым флагом могли бы ГП «Завод «Электротяжмаш», ОАО «Турбоатом», Харьковское государственное производственное объединение «Монолит», а также ОАО «Сумское НПО им. М.В. Фрунзе». Правда, при такой реорганизации необходимо будет сохранить юридический статус каждого предприятия.
В правительстве к подобной идее отнеслись с интересом. 26 августа — во время визита в Донецк — министр промполитики Владимир Шандра заявил журналистам, что в течение полутора-двух месяцев Министерство промышленной политики Украины разработает концепцию объединения энергомашиностроительных предприятий. По его словам, форма объединения — холдинг, концерн, корпорация — пока не определена. Министр подчеркнул, что основная цель объединения — выход на международные рынки для комплектной поставки оборудования на электростанции.
Олег Калашников уверен, что создание подобного объединения поможет в будущем избежать «боев без правил» между отечественными производителями. Сегодня завод «Электротяжмаш» находится в конфронтации с генподрядчиком «индийского» контракта «Турбоатомом», судебная тяжба с которым длится около года. Напомним, что договор на поставку оборудования для индийских электростанций «Турбоатом» заключил с индийской фирмой NPSL еще в 2002 году. Согласно этому контракту, участвующие в нем «электротяжмашевцы» обязывались поставить четыре турбогенератора стоимостью 2 млн. 750 тыс. доларов каждый. Сегодня трудно найти крайних (сменилось не одно поколение директоров), но если завод отгрузит все, что было обещано по заявленной в документах цене, то предприятию «Электротяжмаш» будет нанесен ущерб в 50 млн. гривен.
Нынешний руководитель прямо заявил: «С меня неоднократно требовали в инстанциях разного уровня: ты должен принять на себя этот убыток. Как я могу объяснить «электротяжмашевцам», что я нанес им этот убыток, которого в реальности не существует? У нас есть заключение КРУ, согласно которому комплект стоит 5 млн. 300 тыс. долларов, — настаивает он. — Это себестоимость, о прибыли и речи никто не ведет. Чтобы мы не судились и не спорили, пусть «турбоатомцы» покажут, сколько стоит один комплект по «индийскому» контракту. Я могу узнать как равноправный
партнер полную стоимость этого комплекта?»
На очередном заседании суда два промышленных гиганта встретились 4 сентября, но, как и следовало ожидать, точка в конфликте не поставлена. По словам Олега Калашникова, выход один: нужен посредник в лице государства, который бы заставил показать затраты, а потом сделал вывод, кто прав, а кто виноват. Руководитель «Электротяжмаша» подчеркивает, что проблема со срывом сроков по «индийскому» контракту придумана, так как никого, кроме «Турбоатома», задержка не возмущает. Более того, все готово, но по такой стоимости отгружаться не будет. «Сроки давно пройдены, но в Индии не готова сама электростанция, ее строительная часть, поэтому они нас и не торопят, — рассказывает Олег Анатольевич. — Индийцы живут у нас на заводе, присутствуют при процессе производства, смотрят за каждым шагом. Я могу и документы показать, что у них не готовы чертежи, схемы подключения, даже сам фундамент. Они — по традиции — работают не спеша. У нас с индийцами очень хорошие отношения, и если конфликт с «Турбоатомом» не уладится, то они у нас купят генераторы напрямую».
В конце июля после кропотливой работы Национальная служба посредничества и примирения, действующая по указу президента, выдала заключение, в котором представлены не только экономические показатели. В дополнение прилагались результаты опроса, подтверждающие выводы относительно стабильного положения социально-трудовых отношений, а также высокую степень доверия сотрудников предприятия директору — 94%. Было отмечено, что Олег Калашников — первый за последнее время руководитель, который действительно обеспокоен проблемами предприятия, ищет возможности увеличения производственных мощностей, сохранения трудового коллектива… Работники беспокоятся, что смена руководителя может иметь негативные последствия как для трудового коллектива, так и для предприятия в целом.
Поэтому Приказ Министерства промышленной политики Украины № 95-2 от 4 августа за подписью вр. и. о. министра промышленной политики Олега Уруского, которым Калашников был уволен с должности директора завода «за невыполнение условий контракта», стал для большинства громом среди ясного неба. Правда, Олег Анатольевич уже на следующий день был восстановлен, но, видно, это решение прежде, чем добраться до Харькова, петляло, и заводской общественности стало известно числа девятого. А 8 августа, как и было запланировано по сценарию, трудовому коллективу представили нового директора Виталия Чередника, который до этого возглавлял ООО «Харьковтурбоинжинеринг». По словам Олега Калашникова, исполняющий обязанности министра Олег Уруский подписал приказ об его увольнении под влиянием губернатора Харьковской области Арсена Авакова, который, просто не разобравшись в сути вопроса, занял сторону генподрядчика. Целью увольнения, по мнению Олега Анатольевича, было желание Арсена Борисовича сделать руководителем предприятия «своего человека»: ведь «если поставить директором «Электротяжмаша» послушного, то проблема индийского контракта просто исчезает».
Сегодня завод «Электротяжмаш» на подъеме: заказы втрое превышают возможности. «Сейчас нам не так важно финансирование, у нас — «кризис рабочих рук». На заводе работают 4000 человек, а необходимо 5000. Мы не знаем, где взять хотя бы 300 квалифицированных станочников… Это серьезная проблема. Молодежь к нам не идет даже на зарплату в две тысячи гривен. В основном переучиваем отставных офицеров лет 30-35. Сегодня у нас работают 35 человек из Николаева, человек 15 из Луганска», — рассказывает руководитель «Электротяжмаша». Подавляющее большинство заказов идет из-за рубежа: Российская Федерация, Сирия, Монголия, Латвия, Польша, Венгрия, Индия. Помимо генераторов, завод выпускает 95% тяговых двигателей для железнодорожного транспорта всех стран СНГ. Если говорить о деньгах, то это — 2-3 млн. доларов в месяц. 60% электроэнергии России вырабатывается на генераторах харьковчан. «Если закроется наш завод, то Украина попросту потеряет эти рынки, а это миллионные убытки», — уверен Олег Калашников.
Стоит отметить, что таких предприятий, как «Электротяжмаш», всего в мире пять: «Силовые машины», «Альстом», «Сименс», «Хитачи» и «Вестинхауз». «У нас есть не только уникальное для Украины оборудование, но и собственный НИИ, в котором работают 600 человек. Но самое главное — уникальность украинского производственного комплекса. Если уничтожить одно из его предприятий, потеряем все, — убежден руководитель «Электротяжмаша». — Ведь, как я уже говорил, сегодня в Украине есть возможность осуществления так называемой комплектной поставки, когда все оборудование для новой электростанции поставляется нашими предприятиями».
В тему
В свою очередь директор государственного предприятия «Электротяжмаш» Олег Калашников 29 августа обратился с открытым письмом к председателю Харьковской облгосадминистрации. «Арсен Борисович! Ваше сообщение в средствах массовой информации о возбуждении 19.08.2005 УМВД Украины в Харьковской области уголовного дела по факту многомиллионных хищений в мобилизационном резерве завода и причастности к этому делу директора завода Калашникова Олега Анатольевича не соответствует действительности. «Электротяжмаш» в 2005 г. работает стабильно, обеспечен необходимый уровень организации производства, что отразилось в показателях объемов производства товарной продукции и темпах ее роста: за 7 месяцев 2005 г. объем производства составил 65,2 млн. грн. (динамика роста — 106,6% к соответствующему периоду 2004 г.), ожидаемый за восемь месяцев 2005 г. объем производства товарной продукции — 77,8 млн. грн., что в динамике составит 107,6% к соответствующему периоду прошлого года. Что касается ситуации в трудовом коллективе, необходимо отметить, что она также является стабильной. Характерные признаки этой стабильности: среднемесячная зарплата на предприятии составила 741 гривну, что в 1,5 раза больше, чем за аналогичный период 2004 г.; у предприятия на сегодняшний день нет задолженности ни по заработной плате, ни по взносам в Пенсионный фонд, ни в иные государственные целевые фонды. Своими заявлениями Вы оскорбляете не только меня как директора, но и весь четырехтысячный коллектив завода, и этим самым дискредитируете Президента Украины Виктора Ющенко, который оказал Вам доверие, назначив губернатором. С уважением О. Калашников».
А в это время...
25 августа председатель Харьковской облгосадминистрации Арсен Аваков заявил: «Если Олег Калашников останется в должности директора ГП «Электротяжмаш», я подам в отставку». По его словам, неэффективный менеджмент предприятия в 2005 году мог поставить под угрозу выплату зарплаты на заводе в сентябре-октябре. Губернатор отметил, что в марте текущего года был утвержден финансовый план «Электротяжмаша», но он не был выполнен по итогам четырех и семи месяцев, заводом также до сих пор не выполнен индийский контракт, вследствие чего машиностроительный комплекс Харьковского региона может в дальнейшем потерять договор на сумму более 2 млрд. грн.
Арсен Аваков выразил предположение, что поведение Олега Калашникова может быть связано с уголовным делом, которое возбуждено 19 августа УМВД Украины в Харьковской области. «Есть материалы, которые подтверждают, что в мобилизационном резерве государства, который хранится на «Электротяжмаше», есть недостача на многие миллионы. Правда это или нет, будет известно по итогам следствия», — сказал губернатор.