Летчики-курсанты сели за штурвалы военных самолетов и вертолетов. Для 90 четверокурсников Харьковского университета воздушных сил имени Ивана Кожедуба это уже третья летная практика, во время которой каждый из ребят должен провести в воздухе минимум 70 часов.

У кожедубовцев существует три летные практики — после второго, третьего и четвертого курсов. Первые две короткие — по полтора-два месяца, а последняя — более основательная — длится почти полгода.

С горючим проблем нет


— То, что ребята на четвертом курсе налетают минимум по 70 часов — хорошо. Были, к примеру, 2002-й и 2004-й, когда выпускались курсанты с общим налетом в 70 часов за три года. А в этом выпуске каждый из парней проведет в небе в общей сложности от 150 до 220 часов, что позволит им выпуститься летчиками третьего класса и выполнять боевые задачи в частях, — рассказывает начальник регионального медиацентра Минобороны Дмитрий Горбунов. — С горючим проблем нет, поэтому у курсантов есть возможность пройти полноценную практику.

Уже в ближайшие дни на аэродроме под Чугуевом курсанты поднимутся в небо на военных самолетах типа Л-39 «Альбатрос», Ан-26 и вертолетах Ми-8МТ. До этого каждый из них прошел специальную подготовку.

Летчики осваивают низкие полеты


— Перед каждой летной практикой курсанты отрабатывают технику полета на тренажерах и делают по два прыжка с парашютом и только после этого садятся в кабину настоящего самолета или вертолета, — говорит Дмитрий Горбунов. — Четверокурсники сначала полтора-два месяца летают вместе с инструктором, после чего им разрешается отрабатывать пилотаж самостоятельно, а потом, ближе к завершению практики, они приступают к выполнению сложных элементов.

Упражнения и задания кожедубовцы отрабатывают на высоте от 20 до 4000 метров. Учебный процесс на аэродроме постоянно корректируется с учетом опыта участия украинских военных в зоне проведения АТО и миротворческих операций.

— Полет на низкой высоте, 20 метров, который предстоит осваивать ребятам на вертолетах, появился в учебной программе только в прошлом году. Раньше «вертушки» летали высоко, но, как показала практика АТО, чем выше летит вертолет, тем больше вероятность, что его собьют. Поэтому теперь курсантам приходится учиться более низким высотам полета, — отмечает Дмитрий Горбунов.

Психологически привыкнуть к полету на 20 метрах высоты сложно, признаются опытные военные. Постоянно кажется, что борт зацепит деревья —и авария неизбежна. Однако если учить курсантов справляться с машиной на такой высоте, они быстро усваивают тонкости, уверены в университете.

В день рождения подниматься в небо не стоит


Четверокурсник Игорь Соболев — военный в третьем поколении, есть у него в семье и летчики.

— Наслушавшись дедушкиных рассказов, я с детства мечтал об авиации, — признается курсант. — Свой первый полет на втором курсе помню до сих пор. Страха не было. Мне настолько хотелось подняться в небо, что ни о какой опасности я даже не думал. Ощущения описать очень сложно — радость, эйфория, словом, мечта сбылась.

«Кожедубовцы» взяли курс на выпуск


Без инструктора Игорь еще не летал и теперь с нетерпением ждет первого самостоятельного полета.

— На тренажерах все отлично получается, они позволяют отработать самые разнообразные моменты, даже те, с которыми, возможно, никогда не придется сталкиваться в жизни, — говорит четверокурсник. — Первый самостоятельный полет — это будет знаменательное событие. По неписаной традиции в этот день пилоту-новичку нужно купить инструктору и товарищам сигарет, написать на них свой позывной и слово «сам» — и раздать. А вообще существуют приметы, что перед любым полетом нельзя фотографироваться, бриться, также нельзя подниматься в воздух в свой день рождения.

Молодые будут учиться дольше


Полеты у четверокурсников закончатся в августе, в конце сентября ребята получат дипломы.

— Эти курсанты отучатся чуть более четырех лет. Остальным, кто моложе курсом, придется учиться дольше, курсов будет пять, — говорят в Минобороны. — Дополнительное время понадобится, чтобы ребята прошли практику не только на полигоне в училище, но и в боевых частях.