В последнее время участились случаи хищения денег с банковских карт. Под прицел мошенников попал даже, казалось бы, такой безопасный, как «Ощадбанк».

При этом, как оказалось, вернуть похищенные деньги не так то просто.

В разгар трудового дня харьковчанке Елене Боженко на мобильный телефон стали одна за другой приходить эсэмэски из «Ощадбанка», которые почему-то не открывались. Лишь через время, когда удалось прочитать сообщения, девушка с удивлением узнала, что с карточки этого банка пятью транзакциями снята сумма в 5000 гривен. 

– А буквально за два дня до этого по этой карточке, но в уличном банкомате другого банка (на Сумской, 74) я сняла небольшую сумму денег, –  припомнила  Елена.

На горячей линии «Ощадбанка» ей подтвердили факт снятия 5 тыс. грн. и по ее просьбе заблокировали карточку. Едва дождавшись окончания рабочего дня, девушка отнесла заявление о хищении денег в Киевский РОВД. А ночью злоумышленники предприняли еще одну попытку снять деньги, но сработала блокировка. На следующий день Елена отправилась в облотделение «Ощадбанка» на площади Конституции, 22.

– Вежливые сотрудники приняли заявление, внимательно выслушали, посочувствовали,  и рассказали, как обезопасить себя в будущем (в частности, установить лимит на снятие наличных, например – не более 500 гривен в сутки, и внимательно осматривать банкомат, дабы убедиться не установили ли мошенники считывающее устройство), – рассказывает Елена. – А также сообщили, что мою судьбу решит киевская комиссия в течение 45 дней.

Однако вопросы: почему банкоматы продолжают стоять на улице, если пользоваться ими небезопасно; почему банковские карточки, которые имеют такую слабую защиту, по-прежнему в ходу;  несет ли банк ответственность за хищение средств и главное – вернут ли  украденные деньги –  остались без ответа.

Замначальника Управления по борьбе с киберпреступностью ГУ МВД Украины в Харьковской области Дмитрий Карпизин подтверждает: безопасность карточных счетов отнюдь не безупречна. Нередко виновниками пропажи денег с карты становятся сами держатели, которые беспечно обращаются с ними либо разглашают информацию третьим лицам. Не дремлют и аферисты, постоянно набивающие руку на всевозможных мошеннических схемах. 

Так, считывание данных карты при помощи специального устройства (скиммера) – довольно распространенный вид мошенничества.

– Для получения ПИН-кода мошенники устанавливают в зоне видимости клавиатуры банкомата скрытую видеокамеру или специальную накладку на клавиатуру банкомата. На основании полученных данных изготавливают поддельную карту. Поэтому, прежде чем воспользоваться уличным банкоматом, внимательно осмотрите его: не установлены ли видео-камеры, нет ли над клавиатурой дополнительных планок, – подсказывает  специалист.

Безопаснее пользоваться банкоматами в финучреждениях


Могут мошенники использовать и так называемую ловушку для денег, когда на место выхода наличности устанавливается планка, закрывающая выход купюр.

– Если после заказа средств – карточку и чек банкомат выдал, а купюры – нет, ни в коем случае не отходите от банкомата, чтобы преступник не смог в это время забрать деньги. Сразу звоните в банк, – советует замначальника Управления по борьбе с киберпреступностью ГУ МВД Украины в Харьковской области Дмитрий Карпизин.

Безопаснее пользоваться банкоматами, расположенными в офисах банков, подчеркивает специалист. 

– В ситуации с Еленой, судя по тексту смс-сообщений, либо ее карточка должна была побывать у кого-то в руках, либо в банкомате стояла накладка, – предполагает он. – У нас, как правило, используются банкоматы устаревшего образца, позволяющие провернуть подобные махинации, а вот в Европе стоят усовершенствованные, на которые такие накладки не поставишь.

Но украсть деньги с карточки могут не только при помощи банкомата. Фишинг – способ, когда злоумышленники получают данные пользователей: номера и срок действия их кредитных карт, проверочный код и другую конфиденциальную информацию.

– Например, мошенники делают почтовую рассылку якобы от имени банка с просьбой уточнить данные клиентов и предоставить информацию о карте, перейдя по фиктивной ссылке. При этом они маскируют ее под сайт банка так, что у клиентов не возникает никаких сомнений, – рассказывает Дмитрий Капризин.

Деньги могут пропасть с карты и после того, как клиент расплатился ею в Интернете – мошенники крадут персональные данные клиентов с серверов интернет-магазинов, развлекательных и игровых сайтов.

– Поэтому для интернет-покупок следует пользоваться только проверенными сайтами магазинов, – подсказывает Дмитрий Карпизин. –  А еще лучше использовать отдельную карту, предназначенную только для расчета в Интернет-сети, на которой не хранятся все сбережения.


Кто вернет украденные деньги?


Случаев хищения денег с банковских карт сегодня достаточно много, подтверждает эксперт по банкам Виталий Лесик. На вопрос, кто несет ответственность за пропажу денег с банковской карты и  возместят ли Елене украденные деньги, –  однозначного ответа нет, говорит он.

– Если у человека украли деньги с банковской карты в результате фишинга, то в разглашении конфиденциальных данных виноват он сам – этот пункт прописывается в договоре на открытие и обслуживание карточного счета, – поясняет Виталий Лесик. –  Если человек стал жертвой мошенников, совершая денежные операции с банковской карточкой в Интернете, – банк, безусловно, окажет содействие в розыске аферистов. Но возмещение средств в таких случаях проводится за счет виновных лиц. 

А вот ситуация, когда клиент лишился денег, воспользовавшись «обработанным» мошенниками банкоматом, неоднозначная, считает эксперт. С одной стороны, ответственность за безопасность банкоматов несет банк, который обслуживает, – он должен регулярно мониторить их состояние, в том числе и на предмет безопасности (это «Вечернему Харькову» подтвердили и в пресс-службе НБУ), устанавливать различные средства защиты, в частности антискимминговые устройства. 

– С другой стороны, банк «предупреждает» клиента при помощи всплывающего окна: «Обратите внимание на наличие технический устройств, если банкомат выглядит как-то не так –  не вставляйте карточку», – говорит Виталий Лесик. – Поэтому финучреждение может заявить, что не виновато, поскольку предупреждало. Закон в этом отношении несовершенен, поэтому разбирательства зачастую длятся месяцами, и клиент может  остаться без денег.

Ну и, конечно же, нельзя сбрасывать со счетов человеческий фактор – нечистого на руку сотрудника банка.

– В этом случае банк несет ответственность за сотрудника и обязан компенсировать незаконно снятую с карточки сумму, – подчеркивает Виталий Лесик.