В последнее время участились случаи хищения денег с банковских карт. Под прицел мошенников попал даже, казалось бы, такой безопасный, как «Ощадбанк».
При этом, как оказалось, вернуть похищенные деньги не так то просто.В разгар трудового дня харьковчанке Елене Боженко на мобильный телефон стали одна за другой приходить эсэмэски из «Ощадбанка», которые почему-то не открывались. Лишь через время, когда удалось прочитать сообщения, девушка с удивлением узнала, что с карточки этого банка пятью транзакциями снята сумма в 5000 гривен.
– А буквально за два дня до этого по этой карточке, но в уличном банкомате другого банка (на Сумской, 74) я сняла небольшую сумму денег, – припомнила Елена.
На горячей линии «Ощадбанка» ей подтвердили факт снятия 5 тыс. грн. и по ее просьбе заблокировали карточку. Едва дождавшись окончания рабочего дня, девушка отнесла заявление о хищении денег в Киевский РОВД. А ночью злоумышленники предприняли еще одну попытку снять деньги, но сработала блокировка. На следующий день Елена отправилась в облотделение «Ощадбанка» на площади Конституции, 22.
– Вежливые сотрудники приняли заявление, внимательно выслушали, посочувствовали, и рассказали, как обезопасить себя в будущем (в частности, установить лимит на снятие наличных, например – не более 500 гривен в сутки, и внимательно осматривать банкомат, дабы убедиться не установили ли мошенники считывающее устройство), – рассказывает Елена. – А также сообщили, что мою судьбу решит киевская комиссия в течение 45 дней.
Однако вопросы: почему банкоматы продолжают стоять на улице, если пользоваться ими небезопасно; почему банковские карточки, которые имеют такую слабую защиту, по-прежнему в ходу; несет ли банк ответственность за хищение средств и главное – вернут ли украденные деньги – остались без ответа.
Замначальника Управления по борьбе с киберпреступностью ГУ МВД Украины в Харьковской области Дмитрий Карпизин подтверждает: безопасность карточных счетов отнюдь не безупречна. Нередко виновниками пропажи денег с карты становятся сами держатели, которые беспечно обращаются с ними либо разглашают информацию третьим лицам. Не дремлют и аферисты, постоянно набивающие руку на всевозможных мошеннических схемах.
Так, считывание данных карты при помощи специального устройства (скиммера) – довольно распространенный вид мошенничества.
– Для получения ПИН-кода мошенники устанавливают в зоне видимости клавиатуры банкомата скрытую видеокамеру или специальную накладку на клавиатуру банкомата. На основании полученных данных изготавливают поддельную карту. Поэтому, прежде чем воспользоваться уличным банкоматом, внимательно осмотрите его: не установлены ли видео-камеры, нет ли над клавиатурой дополнительных планок, – подсказывает специалист.
Безопаснее пользоваться банкоматами в финучреждениях
Могут мошенники использовать и так называемую ловушку для денег, когда на место выхода наличности устанавливается планка, закрывающая выход купюр.
– Если после заказа средств – карточку и чек банкомат выдал, а купюры – нет, ни в коем случае не отходите от банкомата, чтобы преступник не смог в это время забрать деньги. Сразу звоните в банк, – советует замначальника Управления по борьбе с киберпреступностью ГУ МВД Украины в Харьковской области Дмитрий Карпизин.
Безопаснее пользоваться банкоматами, расположенными в офисах банков, подчеркивает специалист.
– В ситуации с Еленой, судя по тексту смс-сообщений, либо ее карточка должна была побывать у кого-то в руках, либо в банкомате стояла накладка, – предполагает он. – У нас, как правило, используются банкоматы устаревшего образца, позволяющие провернуть подобные махинации, а вот в Европе стоят усовершенствованные, на которые такие накладки не поставишь.
Но украсть деньги с карточки могут не только при помощи банкомата. Фишинг – способ, когда злоумышленники получают данные пользователей: номера и срок действия их кредитных карт, проверочный код и другую конфиденциальную информацию.
– Например, мошенники делают почтовую рассылку якобы от имени банка с просьбой уточнить данные клиентов и предоставить информацию о карте, перейдя по фиктивной ссылке. При этом они маскируют ее под сайт банка так, что у клиентов не возникает никаких сомнений, – рассказывает Дмитрий Капризин.
Деньги могут пропасть с карты и после того, как клиент расплатился ею в Интернете – мошенники крадут персональные данные клиентов с серверов интернет-магазинов, развлекательных и игровых сайтов.
– Поэтому для интернет-покупок следует пользоваться только проверенными сайтами магазинов, – подсказывает Дмитрий Карпизин. – А еще лучше использовать отдельную карту, предназначенную только для расчета в Интернет-сети, на которой не хранятся все сбережения.
Кто вернет украденные деньги?
Случаев хищения денег с банковских карт сегодня достаточно много, подтверждает эксперт по банкам Виталий Лесик. На вопрос, кто несет ответственность за пропажу денег с банковской карты и возместят ли Елене украденные деньги, – однозначного ответа нет, говорит он.
– Если у человека украли деньги с банковской карты в результате фишинга, то в разглашении конфиденциальных данных виноват он сам – этот пункт прописывается в договоре на открытие и обслуживание карточного счета, – поясняет Виталий Лесик. – Если человек стал жертвой мошенников, совершая денежные операции с банковской карточкой в Интернете, – банк, безусловно, окажет содействие в розыске аферистов. Но возмещение средств в таких случаях проводится за счет виновных лиц.
А вот ситуация, когда клиент лишился денег, воспользовавшись «обработанным» мошенниками банкоматом, неоднозначная, считает эксперт. С одной стороны, ответственность за безопасность банкоматов несет банк, который обслуживает, – он должен регулярно мониторить их состояние, в том числе и на предмет безопасности (это «Вечернему Харькову» подтвердили и в пресс-службе НБУ), устанавливать различные средства защиты, в частности антискимминговые устройства.
– С другой стороны, банк «предупреждает» клиента при помощи всплывающего окна: «Обратите внимание на наличие технический устройств, если банкомат выглядит как-то не так – не вставляйте карточку», – говорит Виталий Лесик. – Поэтому финучреждение может заявить, что не виновато, поскольку предупреждало. Закон в этом отношении несовершенен, поэтому разбирательства зачастую длятся месяцами, и клиент может остаться без денег.
Ну и, конечно же, нельзя сбрасывать со счетов человеческий фактор – нечистого на руку сотрудника банка.
– В этом случае банк несет ответственность за сотрудника и обязан компенсировать незаконно снятую с карточки сумму, – подчеркивает Виталий Лесик.