5 апреля известному харьковскому футболисту Юрию Тарасову исполнилось бы 55 лет. Увы, лучший бомбардир «Металлиста» в чемпионате СССР 1984 года не прожил и 40: его жизнь трагически оборвалась в марте 2000-го.

Отсутствие школы компенсировал желанием и трудом


Впервые болельщики заметили Тарасова в 1981 году, когда выпускник УЗПИ играл за харьковскую любительскую команду «Маяк», боровшуюся за выход во вторую лигу. В финальном турнире, который проходил в Харькове на стадионе авиазавода «Старт», молодой форвард постоянно находился на острие атаки. В том сезоне Юрий провел за «Маяк» 41 матч, забив 18 мячей. Затем была служба в армии, после которой в 1983 году футболиста приняли в основной состав «Металлиста».

— К нам пришел парень с огромным желанием играть в футбол, — вспоминает ветеран «Металлиста», мастер спорта СССР Владимир Линке. — Куда бы мяч ни отскочил — там находится Тарасов, чувство гола у него было природное.

Юрий дебютировал в высшей лиге союзного чемпионата 2 мая 1983 года в Вильнюсе в матче против местного «Жальгириса». Тогда «Металлист» проиграл — 2:3, но Тарасов отличился забитым мячом.

— Этот момент помню прекрасно. Толкнули Юру в спину — мяч попал ему в лицо и отскочил в ворота. Стечение обстоятельств, но таких мячей у него было много, — рассказывает Владимир Линке.

В дебютном для себя чемпионате Юрий забил семь мячей, а следующий, 1984 год стал его поистине «звездным часом». В том чемпионате Тарасов отправил в ворота 17 мячей, побив державшийся 35 лет рекорд Георгия Борзенко, забившего в составе харьковского «Локомотива» в чемпионате СССР 1949 года 13 голов. А в матче против бакинского «Нефтчи», который «Металлист» выиграл со счетом 4:1, Юрий забил четыре мяча, один из них — с пенальти. Рекорд Тарасова продержался почти четверть века: в сезоне 2007/08 чемпионата Украины его побил Марко Девич, забив 19 мячей.

— Он был с нестандартным ударом, без замаха и разгона, и мяч летел, как из пушки. Но если ему мяч отдал — можно возвращаться назад: он не возвращал никогда. Он был нацелен на ворота, — отмечает Владимир Линке.

Затосковал без жены и дочки


Всего за «Металлист» в различных турнирах Юрий Тарасов провел 264 матча и забил 74 мяча. Он является абсолютным рекордсменом клуба по выступлениям в высшей лиге союзного чемпионата: количеству проведенных игр — 214, количеству забитых мячей — 61, количеству забитых мячей за сезон — 17 (1984), единственный из харьковчан, который вошел в сотню лучших бомбардиров советского футбола, несколько раз входил в список «33-х лучших» футболистов УССР по итогам сезона. Последний матч за родной клуб он сыграл 30 апреля 1994 года в чемпионате Украины против луганской «Зари-МАЛС» в возрасте 34 лет. А до этого были выступления за винницкую «Ниву» и израильский «Бейтар» из Тель-Авива. И именно поездка в Израиль стала в судьбе Тарасова роковой.

— Он уехал в Израиль с женой Еленой и дочкой Аней, — рассказывает отец футболиста Иван Тарасов. — Лена — мастер спорта по художественной гимнастике — занималась там тренерской работой, а Юра играл в футбол. Когда на Ближнем Востоке началась война, он вернулся в Харьков, а жена с дочкой остались там. Позже он хотел снова туда поехать, купил билет, но из-за событий в Москве осенью 1993 года не смог попасть в российскую столицу, чтобы сделать пересадку, — тогда туда не пускали. И Юра начал пить, у него появилась подруга, злоупотреблявшая также наркотиками.

— Он пропивал все, что зарабатывал. Как-то встретились, просидели до шести утра. Я ему пытался объяснить, что жизнь не закончилась, что есть дочка... И не один я. Все-таки не должен мужчина так поступать. Ему давали шанс — брали в «Металлист», но, к сожалению, он не смог им воспользоваться, — сетует Владимир Линке.

Милиция криминала не обнаружила


8 марта 2000 года он пропал. Родные дали объявление на один из местных телеканалов.

— Юре помогли уйти, — считает сестра Юрия Алла. — Его напоили и заставили подписать документы об отказе от двухкомнатной квартиры в девятиэтажке в районе Одесской. А потом он каким-то образом оказался на чердаке своего дома, правда, в соседнем подъезде. Папа нашел его там 28 марта, поэтому этот день и считается официально днем смерти (так посоветовал батюшка), хотя настоящая дата так и осталась неизвестной. Когда Юру нашли, он лежал раздетый с пересохшими губами — вероятно, умер от голода и жажды. На затылке был след от удара по голове, но милиция, которая вела расследование, никакого криминала не обнаружила.

— Я несколько дней искал Юру по чердакам. Когда подошли к тому самому, дверь была закрыта на проволоку. Но я настоял на том, чтобы ее открыть, — признается отец.

Похоронили футболиста в родном селе.
Жена и дочь футболиста по-прежнему живут в Израиле, занимаясь любимым делом — тренерской работой в школе по художественной гимнастике. Дочь Аня недавно вышла замуж за израильтянина. Второй раз в браке и Елена — у нее растут еще две дочери — сводные сестры Ани.