Сегодня страна на пороге кризиса. Кризиса, который пытаются спровоцировать не только политические аутсайдеры, но, к сожалению, и окружение президента.

Горько это осознавать, потому что такой поворот событий может на годы отбросить Украину в развитии демократии и становлении верховенства права. Именно такое мнение уже выразили представители ПАСЕ и, к огромному сожалению, очевидно, не доверяя украинскому правосудию, предложили рассмотреть Указ президента Украины параллельно с Конституционным судом в авторитетном международном суде Венецианского комитета «Демократия через закон». Сложившаяся ситуация — позор для Украины, подрыв доверия к ней на международной арене. И это как раз тогда, когда страна готова вступить в ВТО, когда на новый уровень вышел диалог со странами Европейского Союза!
Все мы прекрасно понимаем — нестабильность политическая неминуемо окажет негативное влияние на жизнь экономическую. Неизбежен отток украинского капитала из страны. Существенно выросли риски вложения иностранных капиталов в отечественную экономику, а значит, сократится объем инвестиций, не появятся новые рабочие места, не будут расти бюджеты регионов.
Несбалансированный, с дырой почти в восемь миллиардов гривен бюджет достался правительству Януковича в наследство от деятельности двух предыдущих правительств. И даже разрекламированная ими повторная продажа «Криворожстали» не смогла компенсировать бездарную, преступную по отношению к собственному народу политику Тимошенко и Еханурова. Недружелюбная по отношению к Российской Федерации внешняя политика стала причиной роста цен на газ. Неминуемым следствием этого стало повышение тарифов на услуги жилищно-коммунального сектора. В 2005 году озабоченные распределением портфелей прежние руководители страны «забыли» наполнить газовые хранилища — на пороге зимы в государстве отсутствовали даже договоры на поставку энергоносителей. Сегодня работают несколько специальных парламентских комиссий, которым Верховная Рада поставила задачу разобраться в хозяйственных злоупотреблениях бывших министров, в том числе МВД, руководства НАК «Нефтегаз Украины», в списаниях бывшим премьер-министром Юлией Тимошенко собственных многомиллионных долгов.
Только напряженный труд позволил нынешнему правительству снова вывести украинскую экономику на путь динамичного роста. По итогам первого квартала 2007 года появилась возможность увеличить минимальные зарплаты и пенсии. При этом правительство Виктора Януковича планирует такие повышения еще дважды на протяжении года. В приоритетах парламентариев и членов правительства — увеличение государственной поддержки малообеспеченных слоев населения, выплата долгов по зарплатам, реформа пенсионной системы, реформа правоохранительных органов и Верховного Суда Украины, развитие демократических институтов, развитие медицины, предоставление помощи предприятиям промышленности и сельского хозяйства и многое другое.
Указ президента Украины о роспуске Верховной Рады все это поставил под угрозу. Во-первых, страна потеряет темпы преобразований — на полгода снова погрязнет в политических дебатах, предвыборных лозунгах, потом начнется формирование новой коалиции, спикериада. А мы выбросим в топку политического противостояния немалые средства — те, в которых нуждаемся постоянно.
Чтобы понять, сколько полезного можно сделать на эти деньги, приведу лишь один пример. Харькову и Харьковской области Постановлением Кабинета министров Украины № 449 от 14 марта 2007 года выделены на развитие и реконструкцию централизованных систем водоснабжения и водоотвода всего 29,022 млн. гривен до 2010 года. На остальные регионы, кроме Харьковского, Донецкого и Луганского, пропорционально их количеству населения выделено всего 70 млн. гривен. Внеочередные выборы предположительно обойдутся Украине более чем в 300 млн. гривен. И эти средства придется откуда-то отнять — ведь бюджетом на 2007 год никаких расходов на выборы не предусмотрено. Отнимем от образования? От здравоохранения? От культуры? От строительства нашего метро? Приравняем Указ президента к стихийному бедствию или техногенной катастрофе и выделим на внеочередные выборы деньги из специального фонда (как уже позволила себе однажды Харьковская областная администрация, когда ей захотелось избавиться от неудобного депутата областного совета Евгения Кушнарева)? А сторонники президентского указа уже прямо намекают — деньги на выборы надо изъять из местных бюджетов!
Как председатель областного совета я хочу сказать таким торопыгам: вы их сначала заработайте, а потом распределяйте! В первую очередь нужно спросить у тех, чьим трудом наполняются местные бюджеты, — согласны ли они тратить деньги на внеочередные выборы? При этом честно им сказать, во сколько километров автодорог, газопроводов, во сколько рентгеновских аппаратов обойдутся эти выборы, скольким инвалидам и пенсионерам не будут своевременно выплачены пособия и пенсии, сколько учебников, одеял, игрушек недополучат детские дома и интернаты. И я уверен, наш мудрый народ, сопоставив цифры, проанализировав, кто и чем занимается в государстве, примет правильное решение. Но, похоже, писак, готовивших указ, мнение народа не интересует. Хотя президент так любит повторять, что именно народ у нас является единственным источником власти.
Отличие политика от государственного деятеля, говорил У. Черчилль, в том, что политик думает о будущих выборах, а государственный деятель — о будущем страны. Бывает, что именно ради стратегических целей, от которых иногда зависит будущее Отчизны, государственному деятелю приходится принимать непопулярные решения. Так убеленный сединами мудрец, фельдмаршал Михаил Кутузов принял тяжелейшее решение оставить Москву и тем самым спас родную землю, предопределив результат Отечественной войны.
Давайте же задумаемся, во имя каких великих целей понадобилось сейчас подрывать стабильное развитие экономики Украины, отказываться от планов, бросать посевную, стройки, станки, нарушать Конституцию — основу нашего государства?
Президент утверждает, что «волеизъявление народа искажено». Чем? Ведь коалиция большинства сформирована на основе трех фракций не сегодня, она существует и работает с 7 июля 2006 года и лишь изменила свое название с Антикризисной на Коалицию национального единства. Не исказил же в свое время результаты волеизъявления выход Иосифа Винского из фракции социалистов и вхождение его во фракцию БЮТ? И вхождение депутатов-нашеукраинцев Романа Зварыча, Юрия Поляченко, Юрия Павленко и Игоря Лихового в правительство, сформированное Антикризисной коалицией, президент приветствовал и даже присовокупил к своей квоте министра МВД Юрия Луценко. Невзирая на конституционные нормы. Ведь фракция «Наша Украина» не подписывала коалиционного соглашения с Антикризисной коалицией. Тогда президент не усмотрел нарушения «моральных норм», а теперь именно этот аргумент приводит в качестве основного в защиту своего указа. Но единственным основанием для принятия любого решения, тем более настолько важного для государства, могут быть только нормы, прописанные в законе!
Наш Основной Закон предусматривает ответственность депутатов за невхожение во фракцию или выход из нее, но не за вхождение на индивидуальной основе в коалицию. 19 сентября 2006 года в регламент Верховной Рады (ч. 4 ст. 61) на основании Конституции внесены изменения, которые предусматривают индивидуальное членство в коалиции. И сделано это было именно в интересах сохранения фракции «Наша Украина», раздираемой противоречиями! Поэтому нормы закона Верховная Рада не переступила нигде.
Тем не менее сегодня парламент во имя поиска компромисса с президентом наложил мораторий на индивидуальное вхождение депутатов в коалицию. Верховная Рада демонстрирует президенту добрую волю, но, к сожалению, ответных шагов не видит.
В результате заработавшей конституционной реформы Верховная Рада впервые активно взаимодействует с Кабинетом министров, а не противостоит ему, как это бывало в прежние времена. Работа парламентариев был бы еще продуктивнее, если бы лидеры оппозиционных фракций не считали, что их единственной задачей является препятствие работе законодательного органа государства. Однако не все члены оппозиционных фракций согласны действовать против интересов своих избирателей. Понятно, что лидеры БЮТ и «Нашей Украины» рассматривают выход таких депутатов из фракций не как проявление ответственности перед народом, а как измену.
Может, единство рядов и является проблемой оппозиционных фракций, следствием недостатков их идеологии, но в любом случае их внутренние проблемы не надо пытаться сравнивать с интересами украинского народа. Партия регионов с самого начала предлагала сформировать в Верховной Раде широкую коалицию, объединиться всем политическим силам вокруг неотложных общегосударственных задач. И Коалиция национального единства продолжает работать на такое объединение и находит все больше поддержки среди депутатов оппозиционных фракций. Этому способствует не коррупция в парламенте, как утверждает лидер БЮТ, измеряя все привычными для себя мерками, а экономические успехи правительства и конструктивность действий парламентского большинства. Именно потеря поддержки членами собственных фракций больше всего пугает лидеров оппозиции. Нынешний кризис спровоцирован не ради интересов оппозиционных сил — в них нет сегодня единства и, уверен, не будет и завтра, а ради амбиций отдельных политиков, которые мечтают даже ценой мира и покоя в государстве вернуться в мягкие кресла власти.
Никаких конституционных оснований в досрочном прекращении работы парламента нет. Как свидетельствует юридический вывод Министерства юстиции Украины, сделанный по результатам правовой экспертизы Указа президента Украины от 2 апреля 2007 года № 264 «О досрочном прекращении полномочий Верховной Рады Украины», подписывая этот указ, президент превысил свои полномочия и нарушил Конституцию. В Конституции все случаи, которые предполагают актуализацию вопроса о досрочном прекращении полномочий Верховной Рады, исчерпывающе определены частью 2 статьи 90, на которую президент даже не ссылается в своем указе. Коалиция большинства в Верховной Раде сформирована и работает уже 9 месяцев. Коалиция избрала правительство, и правительство работает.
Законным путем на данный момент времени провести досрочные выборы нельзя — об этом не раз ранее говорил и председатель ЦИК Ярослав Давыдович. В Законе «О выборах народных депутатов Украины» нет ни слова о том, по какой процедуре следует проводить досрочные выборы и чем они отличаются от очередных. В соответствии со ст. 92 и 95 Конституции Украины ассигнования на такие цели должны вводиться путем внесения соответствующих изменений в Закон «О госбюджете», который на сегодня не предусматривает средств на проведение избирательной кампании. Отсутствует в законе и четко выписанная процедура выделения и распределения этих средств. Не оговорены сроки и порядок изготовления избирательных бюллетеней и их доставка. Неясны правила формирования избирательных комиссий. ЦИК не имеет права пользоваться избирательными списками прошлой избирательной кампании — они сданы в архив. В чем же состоит нынешняя готовность Ярослава Давыдовича обеспечить проведение выборов? В желании сделать так, как угодно лично президенту? Но демократия прежде всего заключается в четком исполнении процедуры. Только верховенство закона может гарантировать прозрачность и демократичность выборов, обеспечить неискажение результатов голосования избирателей, о котором так волнуется президент.
А иначе нечего и мечтать нашей многострадальной стране о гражданском обществе, устоявшихся демократических традициях, уважении европейского, да и вообще международного сообщества, а главное — об уважении будущих поколений украинцев.