Bо время первого рейса 14 апреля 1912 г. лайнер столкнулся с айсбергом и через 2 часа 40 минут затонул.  Из 2223 пассажиров и членов команды выжило 706.

«Титаник» (RMS Titanic, SS Titanic) — английский лайнер класса «Олимпик», крупнейший пассажирский пароход мира на момент своей постройки, принадлежавший компании «Уайт Стар Лайн».
Катастрофа «Титаникa» стала легендарной и явилась одной из самых крупных в истории кораблекрушений. На её сюжет снято несколько художественных фильмов. 

Технические характеристики
- высота от киля до верхушек труб — 53,3 м;
- машинное отделение — 29 котлов, 159 угольных печей;
- непотопляемость обеспечивалась 16 водонепроницаемыми отсеками с 15 переборками в трюме; пространство между дном и настилом второго дна было разделено поперечными и продольными перегородками на 46 водонепроницаемых камер. 

14 апреля в 23:40  «Титаник» сталкивается с айсбергом в точке 41°46' северной широты, 50°14' западной долготы. 
«Титаник»
Титаник
История судна
Тип Пассажирское судно
Государство флага Великобритания
Порт приписки Ливерпуль
Спущено на воду 1911
Выведено из состава флота 1912
Размеры
Водоизмещение 46 тыс. т
Длина 268,98 м
Ширина 28,2 м
Высота борта 18,4 м. (от ватерлинии до шлюпочной палубы)
Осадка 10,54 м
Остальные характеристики
Силовая установка 3 винта (ок. 75 оборотов в минуту при максимальной скорости), 2 четырёхцилиндровые паровые машины на наружные гребные винты и паровая турбина, вращающая средний винт, максимальная мощность — 55 тыс. л.с.
Скорость 24-25 узла
Пассажировместимость 3547 пассажиров
Грузовместимость 46 328 регистровых т

На борту «Титаника» было 2223 человек, но общая вместимость спасательных шлюпок составляла только 1178 человек. Причина была в том, что согласно действовавшим тогда правилам, общая вместимость спасательных шлюпок зависела от тоннажа судна, а не от количества пассажиров и членов экипажа. Правила были составлены в 1894 году, когда самые большие судна имели водоизмещение около 10 000 тонн. Водоизмещение «Титаника» было 46 328 тонн.

Но и эти шлюпки были заполнены лишь частично. Kапитан Смит отдал приказ или указание «сначала женщины и дети». Офицеры интерпретировали этот приказ по-разному. Офицер Лайтоллер, командовавший спуском шлюпок у левого борта, позволял мужчинам занимать места в шлюпках, только если нужны были гребцы и ни при каких других обстоятельствах. Офицер Мэрдок, командовавший спуском шлюпок у правого борта, позволял спуститься мужчинам, если не было женщин и детей. Так, в шлюпке номер 1 было занято лишь 12 мест из 40. Кроме того, поначалу многие пассажиры не хотели занимать места в шлюпках, потому что «Титаник», на котором не было внешних повреждений, казался им более безопасным. Последние шлюпки заполнялись лучше, потому что пассажирам уже было очевидно, что «Титаник» затонет. В самой последней шлюпке было занято 44 места из 47. Но в шестнадцатой отбывшей от борта шлюпке было много свободных мест, в ней спасались пассажиры 1 класса.

Айсберг, который, как считается, столкнулся с Титаником

В результате анализа операции по спасению людей с «Титаника» делается вывод о том, что при адекватных действиях команды жертв было бы на 553 чел. меньше. Причиной низкой выживаемости пассажиров на судне называется установка, данная капитаном, на спасение в первую очередь женщин и детей, а не всех пассажиров; заинтересованность экипажа в таком порядке посадки в шлюпки. Препятствуя мужчинам-пассажирам в доступе ко шлюпкам, мужчины из экипажа получали возможность занимать места в полупустых шлюпках сами, прикрывая свои интересы «благородными побуждениями» заботы о женщинах и детях. В случае, если бы все пассажиры, мужчины и женщины, занимали места в шлюпках, мужчины из экипажа в них не попали бы и их шансы на спасение были бы равны нулю, и экипаж не мог этого не понимать. Дети, спасенные с ТитаникаМужчины из команды занимали часть мест почти во всех шлюпках по ходу эвакуации с судна, в среднем 10 человек из экипажа на 1 шлюпку. Спаслось 24% от численности экипажа, примерно столько же, сколько спаслось пассажиров 3 класса (25%). У команды не было никаких оснований считать свой долг выполненным - большинство пассажиров оставалось на корабле без надежды на спасение (из 1316 пассажиров погибло 817), не было выполнено даже распоряжение спасать в первую очередь женщин и детей (несколько десятков детей, и более сотни женщин так и не село в шлюпки).

В отчёте британской комиссии о результатах расследования обстоятельств гибели «Титаника» указывается, что «если бы шлюпки задерживали немного дольше перед спуском на воду, или если бы двери прохода были открыты для пассажиров, большее число из них могли бы попасть на шлюпки». Причиной низкой выживаемости пассажиров 3 класса с большой долей вероятности можно считать препятствия, чинимые экипажем для прохода пассажиров на палубу, закрытие дверей прохода. Сравнение результатов эвакуации с «Титаника» с результатами эвакуации с судна «Лузитания» (1915 г.) показывает, что операцию эвакуации на судах, подобных «Титанику» и «Лузитании» можно организовать без диспропорции в процентах спасшихся в зависимости от пола или класса пассажирГлавный эконом Макэлрой и капитан Смитов.

Люди в шлюпках, как правило, не спасали тех, кто находился в воде. Напротив, они старались отплыть как можно дальше от места крушения, боясь, что находящиеся в воде перевернут их лодки или что их засосёт в воронку от тонущего судна. 

Состав погибших и выживших
В первые дни газеты сообщали неверную информацию о числе жертв, основанную на противоречивых слухахСпаслись почти все женщины и дети из кают 1 и 2 классов. Больше половины женщин и детей из кают 3 класса погибли, поскольку им было трудно найти путь наверх через лабиринты узких коридоров. Погибли также почти все мужчины.

Уцелело 323 мужчины (20 % всех взрослых мужчин) и 331 женщина (75 % всех взрослых женщин), в том числе Виолетт Джессоп.

В мае 2006 года в возрасте 99 лет умерла последняя американка, выжившая при крушении «Титаника». Об этом сообщило бостонское похоронное бюро. Она скончалась накануне в своем доме. Шведка по происхождению Лиллиан Гертруд Асплунд (Lillian Gertrud Asplund), которой во время катастрофы было пять лет, потеряла в ней отца и трех братьев. Выжили ее мать и брат, которому тогда было три года. Они были пассажирами третьего класса и спаслись в шлюпке № 15. Асплунд была последней, кто помнил о том, как произошла трагедия, однако она избегала публичности и редко говорила об этом событии.

В настоящее время (2007 год) в мире живут еще по меньшей мере две пассажирки «Титаника», однако они были слишком малы, чтобы помнить его крушение — англичанкам Барбаре Джойс и Элизабет Глэдис на тот момент было одной 10 месяцев, другой — два.

Глубина залегания

1 сентября 1985 года экспедиция, под руководством директора Института океанологии города Вудс-Холл, штат Массачусетс, доктора Роберта Балларда (Robert D. Ballard), обнаружила место залегания «Титаника» на дне Атлантического океана на глубине 3750 метров.