Находясь в роддоме в ожидании первенца, я поделилась с соседками по палате, что хочу еще одного ребенка. Вдруг одна из девочек с горечью призналась: «А у меня никогда не будет двоих детей: не хочу, чтобы детство моего ребенка превратилось в ад, как у меня. Ко мне родители относились очень сурово, а младшей сестре разрешали все. Я ходила в обносках, а ей доставались лучшая одежда. Все свое детство я плакала». Скажите, можно ли так сделать, чтобы старшие дети в семьях не страдали? Наталья

Куда уходит детство с рождением младшего ребенка


— Конкуренция между братьями и сестрами — действительно очень серьезная проблема, — считает харьковский психолог Лилия Райченко. — Она не только существует, но и благодаря безграмотным действиям родителей процветает. Каждый человек нуждается в любви, а дети в особенности. Когда рождается первый ребенок, родители полностью им поглощены, и он купается в их любви (по крайней мере, так должно быть в идеале). Но как только рождается конкурент, жизнь первенца резко меняется: теперь все внимание мамы приковано к младенцу, он часто плачет, его носят на руках, его по-особенному кормят, с ним играют, а старший все это время находится на втором плане. Более того, теперь, оказывается, в его обязанности входит сидеть с братом-сестрой, уступать его капризам, не обижаться, если младший исписал его тетрадки каракулями или сломал что-то ценное.

По словам психолога, если родители отпускают старшего ребенка погулять, то, как правило, с непременным условием выгулять и младшенького. Когда же в семье появляются еще более младшие братья и сестры, жизнь первенца ухудшается пропорционально, потому что на него ложится очень много обязанностей, при этом прав практически не остается.

Кому мама родила ребенка


— Все это оставляет серьезный отпечаток на психике, даже если ребенок старается не подавать виду. Да, старший ребенок любит своих братиков-сестричек, если надо, будет их защищать, но то, что у него забирают часть детства — это правда, — говорит Лилия Райченко. — В многодетных семьях старшие дети очень ущемлены. Я работала с такими. Если ребенка разговорить, всегда можно услышать один и тот же горький вопрос: «Кому мама его родила — мне или себе? Почему мне постоянно говорят: «Ты же старшая, должна понимать». Слезы льются рекой, а объяснить маме, что с детьми должна сидеть она, — практически невозможно. Старшие дети нередко становятся заложниками и родителей, и братьев-сестер, — считает Лилия Райченко. — Никто не спорит: мама устает, ей хочется отдохнуть, но быть мамой — это ее работа, а быть ребенком — это право ее детей. Очень жаль, что мама, рожая очередного младенца, не знает (или не хочет знать) об этом. Об этой проблеме говорить не принято, но меньше от этого она не становится. Дети всегда будут бороться за мамину любовь, и мудрая женщина сделает так, чтобы ни один из детей не чувствовал себя ущемленным.

Конфету нужно поделить поровну


— Никогда нельзя говорить, что что-то куплено для младшего, а старший может подождать, — советует Лилия Райченко. — Если вы принесли одну конфету, ее надо поделить на равные части (хоть под линейку) и никогда не заставлять старших отдавать малышам кусочки побольше. Это вырабатывает в младших очень негативные качества, они привыкают, что им все должны и что весь мир должен учитывать только их интересы. Погладила одного по головке — тут же погладь и другого; поцеловала меньшего — тут же чмокни старшенького. Если дети дерутся, умная мама накажет не того, кто «должен быть умнее», а того, кто не соблюдает законы равенства. Негативные действия младших нужно пресекать с не меньшей строгостью, чем выходки старших.

Очень важно, считает психолог, чтобы у каждого ребенка была своя зона комфорта, — место в доме, где он может побыть один хотя бы некоторое время. У него должна быть хотя бы одна, но своя полочка для вещей, к которым никто не имеет права прикасаться. У каждого должно быть что-то, что является только его вещью, его тайной. Это священное право «иметь свое» обязаны соблюдать все — и родители, и братья с сестрами.