6 апреля исполнилось 80 лет со дня рождения известного советского футболиста, харьковчанина, заслуженного мастера спорта Эдуарда Дубинского. Судьба отмерила ему лишь 34 года.

– Эдик был родом из Харькова, он с родителями жил через три трамвайных остановки от Благовещенского базара, по соседству с Яшей Немировским — также в будущем известным футболистом. Всю войну они прожили в Харькове, а потом у Эдика погиб отец, – рассказал «Вечернему Харькову» ветеран харьковского футбола Аркадий Панов.

Дубинский начинал играть в футбол в команде «Локомотив», которая тогда была флагманом харьковского футбола. В сезонах 1952-1953 годов он выступал за «молодежку», а в 1954-м — за основной состав, приняв участие в пяти матчах. Потом была служба в армии. В команде  Свердловского ОДО (ныне — Екатеринбург) харьковчанина заприметили «разведчики» из ЦСКА, и сезон 1957 года Дубинский начал уже в московском клубе. За главную армейскую команду страны Эдуард выступал до 1964 года, сыграв в чемпионатах СССР 112 матчей и забив два мяча. В период с 1961 по 1963 год Дубинский провел 12 матчей в составе сборной СССР.

Несчастье случилось 31 мая 1962 года. В первом для сборной матче финальной  стадии чемпионата мира в Чили со сборной Югославии Эдуард получил тяжелый перелом ноги в результате грубейшего фола Мухамеда Муджича и попал в госпиталь. Позже футболиста несколько раз прооперировали. При этом за свой умышленный проступок (а югославы весь матч играли грубо и травмировали еще одного советского футболиста Славу Метревели) Муджич не понес никакого наказания, даже не был предупрежден.

В 1964-м году футболиста перевели в команду Южной группы советских войск, базировавшейся в Венгрии. А в 1966-м его вместе с вратарем Борисом Разинским — олимпийским чемпионом 1956 года откомандировали в одесский СКА, который вышел тогда в первую группу класса «А» (высшую лигу) чемпионата Советского Союза.
 
– Он был бесстрашный человек, классный, скорость хорошая, – отмечает Аркадий Панов. –  У Эдика было большое будущее. Он играл крайнего защитника, и проскочить его было очень тяжело. При этом никого не встречал жестко, никого не «убивал». Конечно, в одесском СКА он играл уже потихонечку, поскольку после травмы так и не смог полностью   восстановиться. К тому же команда начала распадаться.

Из одесского СКА Дубинский вместе с Борисом Разинским ушли в липецкий «Металлург», выступавший в классе «Б».

– Эдик узнал, что меня забрали в ЦСКА, и приехал ко мне в гости, – рассказывает Аркадий Панов. – Но еще не знал, что он расходится с женой (детей у Эдика не было). Попросил немного денег. А спустя время звонит: «Аркадий! Я приеду, я тебе деньги отдам, но дело в том, что у меня плохо со здоровьем. Я ложусь в больницу». Врачи определили, что у него рак, причем уже на поздней стадии. Через две недели его не стало.

Эдуард Дубинский скончался 11 мая 1969 года от саркомы, развившейся вследствие той тяжелой травмы. Похоронили его в Москве, на Ваганьковском кладбище.

– Харьков дарил талантливых футболистов ведущим командам. Вместе с Эдиком Дубинским в ЦСКА забрали и Диму Багрича, который был на год его моложе. И Дима тоже умер от онкологии – в 44 года, и тоже от онкологии, – говорит Аркадий Панов.

Смерть Эдуарда Дубинского стала началом черной полосы харьковского футбола. Менее, чем через месяц, 7 июня 1969 года, также от саркомы умер легендарный вратарь «Дзержинца», «Локомотива» и «Авангарда» Николай Уграицкий. Ему было всего 42.