Во время войны художественный музей безжалостно разграбили

Во время войны художественный музей безжалостно разграбили

Во время Второй мировой войны Харьковский художественный музей постигла трагическая судьба. Немцы растаскивали богатейшую коллекцию музея по казино и квартирам, целенаправленно вывозили в Германию.

Для эвакуации коллекции выделили один вагон


— Накануне Второй мировой войны коллекция Украинской государственной картинной галереи (так до войны назывался музей) насчитывала около 75 тысяч экспонатов, — рассказывает директор Харьковского художественного музея Валентина Мызгина. — По ценности коллекции это было одно из лучших собраний Советского Союза. Но, как оказалось, художественная ценность не гарантировала бережного к ней отношения. Картинная галерея даже не была включена в план эвакуации: война уже шла по Украине, уже подвергся бомбардировке Харьков, а сотрудников галереи заставляли экспонировать новые выставки. И лишь за девять дней до оккупации Харькова для эвакуации одного из лучших музеев СССР был предоставлен один вагон. Только один. Эвакуировать удалось около 4700 ценнейших экспонатов.

Оккупанты отправляли ценные посылки в Германию


— 24 октября 1941 года Харьков был занят нацистскими войсками, — рассказывает главный хранитель фондов художественного музея Виктория Кацай. — Все учреждения культуры были подчинены отделу образования при городской управе. Но фактически вся власть сосредоточивалась в руках постоянной немецкой военной комендатуры, которая наложила «временный секвестр» на посещение картинной галереи. По разрешению SD (служба безопасности в  гитлеровской Германии) культурные заведения имели право посещать только офицеры и солдаты вермахта.

По словам Виктории Кацай, положение здания и фондов галереи было ужасным. Окна в четырехэтажном здании на ул. Бассейной (теперь ул. Петровского) были разбиты, художественные ценности кучей лежали на одном из этажей, замков на дверях не хватало. В конце октября 1941 года ночью в здание ворвались грабители: они похитили ковры и фарфор, упакованный в ящики, но не вывезенный во время эвакуации. Грабеж продолжался не только под покровом ночи. Офицеры вермахта беспрепятственно заходили в музей, отбирали самые ценные экспонаты и понравившиеся им вещи, упаковывали в посылки и отправляли в Германию. По распоряжению постоянной военной комендатуры изымались картины, мебель, ковры для оборудования казино и квартир немецких офицеров. В декабре 1941 года дирекция музея получила охранную грамоту от обербургомистра. Благодаря этому вещи, взятые для казино, были частично возвращены.

Наслаждаться культурой могли только гитлеровцы


— Восстановление культурной жизни города могло бы стать показателем принятия харьковчанами «нового порядка», поэтому городская управа требовала от музеев как можно скорее развернуть экспозиции, — говорит Виктория Кацай. — В условиях холода, голода и нехватки специалистов сделать это было чрезвычайно трудно, но в ноябре 1941 года был разработан план новой экспозиции, которую предполагалось открыть в декабре. Подготовке новой экспозиции препятствовали сильные морозы — в здании отапливались только две комнаты, от морозов стены стали влажными и непригодными для размещения картин. Поэтому устроили временную выставку графики в отапливаемых комнатах. Летом 1942 года появилась возможность открыть постоянную экспозицию. Основное направление работы теперь заключалось в «обслуживании потребностей германских вооруженных сил», почти каждый день проводились экскурсии. В 1942 году было зарегистрировано 894 посещения, в том числе офицерами высшего командного состава. Директор галереи организовал для своих сотрудников занятия по немецкому языку. В конце октября 1942 года комендант города все-таки дал согласие на работу учреждения для гражданского населения, но только в воскресенье и только для экскурсий. Плата за вход составляла 50 рублей, или 50 пфеннигов.

На месте довоенной галереи осталось пепелище


Меньше чем через год оккупации, в августе 1942 года, в галерее осталось меньше половины довоенной коллекции — 33,5 тысячи художественных произведений. Ценные работы исчезали в разных направлениях. Кроме солдат и офицеров вермахта, музей посещали немецкие художники, искусствоведы, музейные работники. Под их руководством происходило планомерное ограбление музейной коллекции: они отбирали лучшие произведения западноевропейского, русского и украинского искусства. Кроме того, сразу после объявления эвакуации гитлеровцев из Харькова, отобранные экспонаты были вывезены Штабом рейхсляйтера Розенберга (это нацистская организация, занимавшаяся конфискацией и вывозом культурных ценностей из оккупированных стран Европы). После того как «штабисты» закончили вывозить ценности, в галерее появился начальник гестапо, отобрал у охранника ключи, и в течение нескольких дней экспонаты вывозило гестапо. Остались лишь картины большого формата, графика, скульптура, мебель и библиотека, но они сгорели во время пожара в августе 1943 года накануне освобождения Харькова.

— По воспоминаниям одной сотрудниц музея, 13 августа 1943 года к зданию на ул. Бассейной подъехала машина, из которой вышли эсэсовцы, — рассказывает бывшая заведующая архивным сектором Светлана Волошкина. — Они облили дом бензином и подожгли его. Среди многочисленных преступлений немецких оккупантов разрушение Украинской государственной картинной галереи в Харькове было одним из самых нелепых проявлений варварства. От богатейшего хранилища искусства сохранилась только та часть, которая была эвакуирована. Все, что осталось в Харькове во время оккупации, было ограблено и сожжено нацистами.

Россия объявила ценности своей собственностью


— Во время Второй мировой войны Харьковский художественный музей утратил около 70 тысяч экспонатов, — говорит Валентина Мызгина. – Когда много лет назад я пришла в музей, мне показали довоенные инвентарные книги. На эти документы я до сегодняшнего дня не могу смотреть без кома в горле. Страницы буквально пестрят штампиками «погашено», которые означают, что этих вещей в музее уже нет.

Вернуть работы в музей уже практически невозможно, хотя до развала Советского Союза надежда на возвращение ценностей все же была. В последний месяц существования СССР тогдашний министр культуры Николай Губенко собрал совещание руководителей наиболее пострадавших в войну музеев, пригласили в том числе и меня. Буквально за час до отъезда мне принесли газету, в которой рассказывалось о спецхранилищах (спецхранах) Советского Союза. Дело в том, что в 1943 году Совнарком организовал Чрезвычайную комиссию, которая должна была на освобожденных территориях отбирать архивные документы, музейные ценности для, как было сказано, «компенсации потерь, понесенных библиотеками и архивами Советского Союза». Спецхраны были закрытыми, в том числе и от советских специалистов. Я загорелась, я была убеждена, что Чрезвычайная комиссия вывозила из Европы ценности, и наверняка в хранилищах есть и наши вещи. Я подняла этот вопрос, мне предложили войти в состав комитета, который будет рассматривать спецхраны. А через месяц Советского Союза не стало, и Россия объявила все ценности на территории РФ своей собственностью.