16 мая исполняется 60 лет народному депутату Украины, почетному гражданину Харькова, Герою Украины, дважды почетному железнодорожнику, заслуженному работнику транспорта Украины Виктору Остапчуку, 35 лет посвятившего Южной железной дороге.

В школьные годы Виктор Остапчук был очень разносторонним ребенком: учился легко, обожал историю, литературу, математику, увлекался спортом, ходил в музыкальную школу и видел себя в будущем кем угодно, начиная от певца и заканчивая капитаном морского лайнера.

– С выбором института я определился практически в последний момент, – признается он. – И нисколько не жалею, что когда-то предпочел ХИИТ (так раньше называлась наша железнодорожная академия) историческому факультету университета. Во-первых, инженер – одна из самых интересных профессий в мире. Во-вторых, железная дорога стала для меня делом всей жизни. Делом, которым дышишь и живешь, ради которого какие-то личные аспекты уходят на второй план…

Вывел Южную из «тени»


Большая часть трудовой деятельности Виктора Остапчука связана с Южной железной дорогой. Начиная с августа 1977 года он прошел путь от мастера локомотивного депо до начальника дороги. Возглавил ЮЖД в мае 2000 года, став, пожалуй, самым ярким представителем «призыва» легендарного министра транспорта Украины Георгия Кирпы. На тот момент уже был подготовлен приказ о расформировании Южной дороги, но Виктору Остапчуку удалось за короткий срок превратить отстающее предприятие в одну из самых мощных железных дорог страны, «пионера» во внедрении новых технологий.

В конце 1990-х годов железные дороги Украины находились в отчаянном положении. Огромные долги перед бюджетом, бартер, грозивший полным развалом финансовой системы, раскуроченные электрички и «убитые» вокзалы, ничтожные объемы обновления основных фондов, более чем скромная заработная плата, выдаваемая с многомесячными задержками, зачастую — сахаром, мукой или щебнем, давящее чувство безысходности.

Чтобы вытащить Южную из трясины, Виктор Остапчук практически жил на работе. Одно из главных направлений его деятельности – поиск и привлечение дополнительных грузов и пассажиропотоков. В результате, уже к концу осени 2000 года из двадцати основных показателей, характеризующих производственно-финансовую деятельность, плановые задания были выполнены по девятнадцати. Кроме того, удалось вернуться к цивилизованной денежной форме расчетов. Отказ от бартерных отношений оказался болезненным, но результат того стоил: 2000-й год Южная закончила без долгов перед работниками по заработной плате и перед бюджетом (при этом средний размер зарплаты в течение нескольких месяцев вырос почти в два раза). Для привлечения дополнительного грузопотока Остапчук сделал ставку на удешевление перевозочного процесса, прежде всего благодаря переходу на электротягу. Модернизация существенно преобразила и пассажирское хозяйство. Основные платформы строители покрыли современной плиткой собственного производства, отремонтировали здания вокзалов. Параллельно началась масштабная модернизация подвижного состава, на маршруты выходят первые электро- и дизель-поезда повышенной комфортности. Южная, наконец-то, не только вышла «из тени» других, более крупных дорог, но и заняла лидирующие позиции.

Южную железную дорогу по праву называли «государством в государстве».



– Мы укладываем новые пути, строим новые тяговые подстанции, вокзалы, жилые корпуса в дорожных детских лагерях и санаториях, мосты, мусороперерабатывающие комплексы и многое другое, – с гордостью рассказывал, будучи начальником ЮЖД, Виктор Остапчук. – У нас есть несколько заводов, выпускающих железобетонные, металлические, деревянные, пластиковые конструкции, кирпич и даже бутилированную воду. Есть свои, образно говоря, «министерства» культуры, спорта и здравоохранения, «министерство» по делам детей и молодежи, имеющие солидную базу: дворцы культуры и спорта, больницы, санатории, детские оздоровительные центры… Наше предприятие является градообразующим для многих поселков и небольших городов.

Зачем понадобился новый мундир


В один из сентябрьских вечеров 2004 года Виктор Остапчук, как обычно, задержался на работе до позднего вечера. Тишину нарушил телефонный звонок прямой связи с Георгием Кирпой. Четко доложил министру о ситуации, обсудил с ним ход работ по строительству автобана Одесса – Киев. И в конце разговора, словно невзначай Георгий Кирпа поинтересовался: «Виктор, а у тебя мундир, поди, уже старый? Надо новый пошить». Виктор Остапчук не удивился – раз надо, так надо. И даже когда через пару недель при встрече с Евгением Кушнаревым тот, улыбаясь, поинтересовался: «Ну что, мундир шьете?», Остапчук ничего не заподозрил. Тем более, что как раз торопился на одесский поезд – хотел проверить условия проживания отряда «южан»-строителей автобана Одесса – Киев...

А 23 октября на 159-м километре трассы «Киев – Одесса» состоялось торжественное открытие первой очереди автобана, во время которой Президент Украины Леонид Кучма за огромный вклад в сооружение объектов транспортной инфраструктуры вручил звезду Героя Украины начальнику Южной железной дороги Виктору Остапчуку. Только накануне церемонии Виктор Остапчук узнал, почему же Кирпа и Кушнарев так интересовались его мундиром…

Виктор Остапчук всегда говорил, что присуждение высокого звания Героя Украины рассматривает как оценку работы всех «южан».

«Престиж родного города значит очень много»


В 2010 году Виктор Остапчук получил знак «Почетный гражданин г. Харькова». Среди построенных или реконструированных железнодорожниками за последнее десятилетие знаковых объектов, ставших «визитными карточками» Харькова, – Привокзальная площадь, вокзалы Харьков-Левада, Лосево-1, Лосево-2, Харьков-Балашовский, Северный терминал станции Харьков-Пассажирский, детский оздоровительный центр «Солнечный», спортивный комплекс «Локомотив» им. Героя Украины Георгия Кирпы.

Среди других значимых результатов системной работы «южан» под руководством Виктора Остапчука — электрификация участков Харьков – Киев, Полтава – Кременчуг и Полтава – Красноград – Лозовая, пуск скоростных поездов, строительство и реконструкция вокзалов в Харьковской области – в Изюме, Купянске, Краснограде, Люботине, Чугуеве, Огульцах и т.д.

Именно харьковчане стали первыми пассажирами первого в Украине «Столичного экспресса», первыми получили возможность приобретать железнодорожные билеты через интернет. Именно в Харькове ЮЖД апробировала новейшие технологии, в том числе ввела в эксплуатацию первые в отрасли новейшие экологически чистые установки по переработке мусора и геотермальному отоплению. Плечом к плечу с городом «южане» провели и Евро-2012, получив высшую оценку гостей.

«Оправдать доверие людей»


28 октября 2012 года Виктор Остапчук с серьезным перевесом по своему округу выиграл выборы в Верховную Раду Украины. Прощаясь с коллективом, он сказал: «Южная железная дорога – это, перефразируя Карлоса Кастанеду, мой путь с сердцем. И я всегда верил, что пройду по этому пути до конца. Ни за что не оставил бы свое любимое дело, свою Южную, если бы не понимал, что сегодня в Верховной Раде действительно больше возможностей защитить интересы дороги и отрасли».

Виктор Остапчук любит цитировать известную фразу Джона Кеннеди: «Не спрашивай, что твоя страна может сделать для тебя. Спроси, что ты можешь сделать для нее». Для Украины, Слобожанщины он сделал многое. Поэтому вполне закономерно, что на внеочередных выборах 2014 года Виктор Остапчук снова одержал убедительную победу, набрав в разы больше голосов, чем его основные конкуренты. Впрочем, цифры и проценты не так важны. Оправдать доверие людей – это главное на протяжении всей его жизни.