В борьбе за рынок Харьковский тракторный завод создает коалицию производителей, ученых и бизнесменов.

Сегодняшняя ситуация на украинском рынке сельскохозяйственной техники складывается для украинского производителя крайне неблагоприятно. С одной стороны, возросшая покупательская способность аграриев и полный износ украинского парка сельхозтехники — тракторов, комбайнов и землеобрабатывающих агрегатов — обусловили резкий рост спроса на нее. С другой, несмотря на увеличение объема продаж, доля рынка отечественного производителя сокращается, тогда как объемы ввоза импортной техники, особенно после снижения Украиной ввозных пошлин на нее, в преддверии вступления во Всемирную торговую организацию резко увеличились. И не только ввоза, но и продаж. Украинские аграрии все чаще предпочитают покупать импортные тракторы и комбайны, сеялки и бороны, плуги и культиваторы. Выбор их обусловлен отчасти технологическими преимуществами этой техники, но главное — успешной маркетинговой политикой западных компаний. В этих условиях ни один из украинских сельхозмашиностроителей не сможет самостоятельно выдержать конкуренции с ними. Причем речь идет прежде всего именно о маркетинговой конкуренции.
Импортные трактора мощнее и функциональнее, но при этом отличаются непомерно высокой ценой, примерно втрое превышающей стоимость отечественных аналогов, дороговизной обслуживания и ремонта. Объективно лучший эффект дает отечественная техника — об этом, на основании расчетов, независимо друг от друга в один голос утверждают многие ученые отечественных сельскохозяйственных НИИ. Однако, чтобы добиться этого эффекта, нужно знать нужный «рецепт» — параметры агрегатирования тракторов и навесного оборудования к ним. То и другое используется в комплексе, а производится — раздельно. Сотрудничество между тракторостроителями и производителями агрегатов не налажено и зачастую сами производители техники не обладают экономическими и технологическими характеристиками совместимости того или иного трактора с тем или иным навесным оборудованием. И если сами производители не знают, при какой агротехнологии тот или иной комплекс способен обеспечить максимальную эффективность, то что можно говорить о потребителе? А ведь потребителю нужна именно эта информация.
Сегодня в аграрный бизнес пришли новые люди, зачастую далекие от земли. В выборе техники они прежде всего ориентируются на конечный экономический эффект ее применения. Покупая тракторы и навесное оборудование по отдельности и получая только лишь технические характеристики приобретаемой техники, покупатели вынуждены самостоятельно искать наиболее эффективные параметры агрегатирования. Челове-
ку, пришедшему на землю «с асфальта», сделать это очень трудно. В результате потенциал отечественной техники остается нереализованным, объективная картина ее эффективности искажается, а сама техника незаслуженно проигрывает в глазах покупателя и уступает место импортной. При этом разработки ученых, необходимые как производителям, так и потребителям отечественной техники, остаются невостребованными. В общем, ситуация точно как в известной басне Крылова — «когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»…
Первым шагом к согласию и ладу стала конференция «Тракторы «ХТЗ» в современных энергосберегающих технологиях», прошедшая на днях на базе ОАО «Харьковский тракторный завод» и собравшая производителей тракторов, навесного оборудования и агрегатов, представителей отраслевых научно-исследовательских институтов и вузов,
а также бизнеса и власти. Участники конференции единодушно констатировали назревшую необходимость объединения производства науки и бизнеса в единую коалицию, способную эффективно противостоять внешней торговой экспансии и бороться за рынок для украинского производителя сельхозтехники. Наука должна давать информацию производителям, производители с помощью этой информации внедрять наиболее рациональные и эффективные технологические решения, бизнес — пропагандировать и рекламировать их с помощью научных же расчетов, получать прибыль и финансировать науку и производство. Результатом «триумвирата», по мысли собравшихся, должен стать некий единый коллегиальный орган, предполагающий координацию деятельности его участников-партнеров. По предложению компании «Торговый дом ОАО «ХТЗ» представители бизнеса, науки и производства подписали Протокол о намерениях создания такого органа. Им должен стать Центр по созданию агротехнических комплексов с использованием тракторов ХТЗ в современных энергосберегающих технологиях.
По словам заместителя директора по маркетингу «Торгового дома ОАО «ХТЗ» Артема Манукяна, в Центр, который предполагается сформировать на базе ОАО «ХТЗ», планируют войти 24 субъекта — научно-исследовательские и учебные институты, предприятия-изготовители сельхозмашин и орудий, научно-испытательные станции, а также один из самых крупнейших дилеров ХТЗ — фирма «Техноторг».
Протокол о намерении создания Центра предполагает возможность передачи производителями на ответственное хранение институтам новой техники, с помощью которой вузы будут готовить специалистов для всей страны, а НИИ — разрабатывать энергосберегающие технологии на базе тракторов ХТЗ и навесного оборудования. Кроме того, в тесном сотрудничестве будут действовать подразделения маркетинга предприятий, вошедших в центр. В рамках такого сотрудничества планируется проводить совместные демонстрационные показы тракторов ХТЗ с навесным оборудованием, позволяющие эффективно презентовать все возможности этой техники.
Первый всеукраинский показ техники, организованный ХТЗ и компанией «Техноторг», начнется уже в мае. В течение месяца, по мере окончания посевных работ, полевые показы техники планируется провести в хозяйствах всех областей, начиная с Крыма. А в сентябре в Харьковской области ОАО «ХТЗ» планирует провести собственный «День поля», в котором также примут участие представители производителей навесного оборудования.
Кроме того, ОАО «ХТЗ» предложило потенциальным партнерам заключить договора о сотрудничестве и совместном продвижении продукции, предполагающие, в частности, совместную электронно-полиграфическую рекламу и публикации в СМИ, обмен информацией о потенциальных клиентах, продвижение продукта через существующую дилерскую сеть, обмен информацией о результатах испытания техники и другие формы взаимодействия.
Думается, объединение отечественных производителей сельхозтехники и кооперация их с наукой и бизнесом может стать началом нового этапа в развитии украинского сельскохозяйственного машиностроения. Особенно, если новое начинание получит содействие государства, декларирующего поддержку национального товаропроизводителя.