Когда я узнал, что проект административной реформы для Харьковской области разрабатывал Харьковский национальный технический университет «ХПИ», то удивление испытал сильное. И вот звезды расположились так, что довелось на эту тему разговаривать с его ректором — профессором Леонидом Леонидовичем Товажнянским.

— Леонид Леонидович, — говорю, — у меня не было бы вопросов, если бы проектом административной реформы занималась Юракадемия или Институт управления при президенте. Но почему этому делу оказался причастным прославленный инженерный ВУЗ? — Это вопрос фундаментальный и на него есть фундаментальный ответ. Дело в том, что Харьковская область — единственная на Украине, в которой подход к административно-территориальной реформе оказался научным. Научный подход требует системности, моделирования процесса и нахождения оптимального решения поставленной задачи. Естественно, грамотно это могут сделать только специалисты инженерного профиля — системщики, специалисты по теории управления, специалисты в области математического моделирования ситуаций — социальных, экономических и пр. Поэтому облгосадминистрация предложила заняться этим проектом нам. Для его разработки была создана рабочая группа под председательством первого заместителя главы облгосадминистрации В. Н. Бабаева.
Конечно, соглашаясь, мы хорошо понимали, что можем попасть под некоторый удар со стороны людей, которые могут быть не согласны с решениями, предлагаемыми наукой. Но такой подход освободил людей, севших за решение этой проблемы, от влияния на них сторонних обстоятельств: от личных обстоятельств лидеров районов, от уже сложившихся мнений авторитетных людей, готовых отстаивать их на любом уровне и т.д. Мы начали решать эту задачу «с чистого листа».
Леонид Товажнянский— Чем вызвана необходимость административно-территориальной реформы, почему то, что есть — плохо?
— Теперь о территориальной единице. Она должна быть способна к саморазвитию, она должна быть точкой роста. А так по большей части не есть. Почему так не есть? В прежние, еще советские, времена территориальные единицы формировались произвольно, «под человека». Вырос в области руководитель районного масштаба, способный «тянуть район», надо ему этот район дать. А как дать? Большой район поделили пополам — на! Или от двух маленьких по кусочку отрезали… Тогда о самодостаточности и саморазвитии территориальной единицы никто не думал, да это было и необязательно — все необходимые им ресурсы территориальные единицы получали централизованно — через госбюджет, Госплан и Госснаб. Теперь всего этого нет и они сами должны думать о том, как обеспечить себя продовольствием, образовательными услугами, услугами здравоохранения и т.д. Для этого у них должны быть разнообразные ресурсы —
людские, финансовые (а для этого нужна налоговая база), земельные, водные, разнообразные производственные. А у тех, у кого их не было раньше, нет их и сейчас. Вот почему необходима административно-территориальная реформа. Она не просто необходима — ее, можно сказать, необходимо было провести еще вчера.
— В Харьковской области есть самодостаточные районы? — Работу над проектом админреформы мы начали с анализа существующего положения вещей. Мы проанализировали ситуацию во всех 27 районах Харьковщины по 32 параметрам. Была создана и проанализирована математическая модель области, использующая эти показатели. И мы увидели, что из 27 районов области самодостаточными являются только 4 из них. Уверенно самодостаточными. Ну, может быть, — 5. И все.
По численности населения наши районы отличаются в 24 раза, по площади в 6 раз, по количеству средних учебных заведений в 12 раз, по числу учреждений охраны здоровья в 6 раз, по реализации продукции в 31 раз, по доходам общего фонда бюджета в 18 раз, по качеству жизни в 6 раз и по показателям экономического развития
в 5 раз. Мы увидели, что территориальное дробление области порой является чересчур мелким, из чего вытекает и значительная часть неоднородности районов в различных экономических и социальных сферах. Мы увидели, что административное деление области нуждается в модернизации путем укрупнения ее территориальных единиц. Но полностью все перекроить — это тоже не выход. Админреформа — это хирургическая операция, но ее все-таки надо провести самой малой кровью. Поэтому было решено пойти по пути слияния мелких районов. Но ведь этим дело не ограничивается. Новое административно-территориальное устройство предусматривает создание единиц, которых у нас раньше не было. Основная из них — базовая — это территориальная громада. Здесь человек живет, здесь удовлетворяет основную долю своих потребностей.
В настоящее время в области есть 1683 села, 381 сельсовет, 61 поселок городского типа, 27 районов, 17 городов и 1 область. На этой основе мы предложили сформировать 183 громады, 14 районов, 2 города-района, 1 город-регион и 1 регион. Основная база территориальной единицы — это ее человеческий ресурс. Поэтому именно его мы старались в первую очередь выровнять. По площади, по другим параметрам есть некоторые расхождения. Некоторые граждане понимают такое укрупнение как укрупнение всего, в том числе, скажем, и объединение школ. И боятся нововведений. Могу их успокоить: все, что предоставляет услуги людям, сохраняется. Более того, все это будет развиваться.
— Неужели достаточно изменить административно-территориальное деление, чтобы добиться роста там, где его до сих пор не было?
— В принципе, так могло бы быть, но в наших условиях так не будет. Потому что у территориальных единиц должны быть не только разнообразные ресурсы, обеспечивающие их безболезненное функционирование, но полномочия по распоряжению ими. Ресурсы без полномочий — это фикция. Поэтому для успеха нашей административной реформы необходимо реформировать не только саму территорию, но и отношения территориальных органов управления как между собой, так и с государственной властью. То есть надо принять целый ряд законов, существующих пока только в форме законопроектов. Это законы «О территориальном устройстве Украины», «О местном самоуправлении громады», «О самоуправлении района» и ряд других.