Невзирая на ежегодный рост объемов государственного финансирования санитарно-эпидемиологических служб Харьковского региона, большинство средств идет не на развитие СЭС, а на заработную плату со всевозможными начислениями. Как выяснили сотрудники контрольно-ревизионного управления в Харьковской области, многие станции санэпидслужбы не желают зарабатывать деньги, а также неэффективно используют финансовые средства специального фонда госбюджета.
Во втором полугодии 2005 г. контрольно-ревизионное управление в Харьковской области провело аудиторское исследование использования средств государственного бюджета, выделенных в 2002-2004 году на осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора и дезинфекционных мероприятий в Харьковском регионе. Результатами поделилась Юлия Зарайская, заместитель начальника отдела организации и проведения аудиторских исследований КРУ в Харьковской области.Исследованиями было охвачено 35 учреждений, показатели деятельности которых дают возможность сделать обобщенные выводы о работе всей санэпидемслужбы Харьковщины. Выяснилось, что почти 90% поступлений из государственного бюджета направляется на расходы по заработной плате с начислениями, тогда как по специальному фонду наибольшую часть (41,3%) занимают расходы на приобретение медикаментов и хозяйственных товаров. Кроме того, из специального фонда службам приходится финансировать и другие расходы, бюджетные ассигнования на которые почти или вовсе отсутствуют.
В течение всех трех лет объемы поступлений на содержание санитарно-эпидемиологической службы постепенно увеличиваются. Аудиторская группа сосредоточилась на изучении вопроса, существуют ли резервы повышения эффективности использования Госсанэпидслужбой имеющихся финансовых ресурсов? Как показывают результаты проведенного анализа, резервы действительно существуют, но их использованию препятствуют определенные объективные причины.
Во-первых, отсутствие на многих СЭС обоснованных штатных расписаний, что приводит к увеличению «зарплатных» расходов и уменьшению расходов на развитие материально-технической базы. Во-вторых, большинство СЭС (20 из 35) не желают зарабатывать деньги для специального фонда. В итоге полтора десятка станций зарабатывают около 80% средств, а остальные два десятка СЭС — всего пятую часть. В-третьих, допущены серьезные просчеты при исчислении стоимости услуг санитарной службы — не учтены коммунальные и другие расходы СЭС. Потому-то санстанции вынуждены работать в убыток. А главное — бюджетные средства тратятся нерационально по ряду других причин, в том числе недостаточного контроля.
Как нерациональные расходы КРУ определило такие, как беспорядочная закупка препаратов, самостоятельная тендерная политика отдельно взятых СЭС, расфасовка вакцин в большие упаковки. В результате к концу года остается несколько тысяч миллилитров неиспользованных препаратов, которые портятся и попросту выбрасываются.
Теряются доходы санэпидемстанций и потому, что в некоторых случаях Кабинет министров установил такие цены на услуги, которые намного ниже даже их себестоимости. Скажем, стоимость предоставления вывода относительно отведения земельного участка под застройку составляет 89 грн., при этом затраты самой СЭС — 231 грн. Такая же ситуация и с разрешением ведомственным лабораториям: СЭС получит 150 грн., а потратит 456 грн.
Проблема и с формированием санстанциями базы данных по предприятиям и организациям, размещенным на подконтрольных территориях. Из-за несогласованности с данными управления статистики из-под контроля санитарно-эпидемиологических служб выпадают сотни предприятий. Например, по данным статуправления, в 2004 году насчитывалось 15843 частных предприятия, а под надзор Санэпидемслужбы попали только 13735 таких предприятий.
Для устранения негативных факторов исследовательская группа КРУ подготовила предложения по решению вышеуказанных проблем. Например, на государственном уровне предложено определить составные элементы стоимости платных услуг и внедрить систему взаимного информирования между органами статистики, органами исполнительной власти и заведениями Государственной санитарно-эпидемиологической службы о количестве зарегистрированных субъектов ведения хозяйства. Кроме того, внесено предложение относительно определения механизма расчета в медицинских препаратах, расфасовки и четкого графика снабжения иммунопрофилактических
препаратов.
На областном уровне предлагается проводить тендерные процедуры по закупке товаров, работ, услуг на уровне облСЭС, составлять обоснованные расчеты, а также усилить контроль над использованием бюджетных средств и государственного имущества.