Цирк полон тайн и традиций, о которых даже не догадывается рядовой зритель.

Какие тайны кроются за серпантином цирковых огней, блестящей мишурой и бравурными аккордами цирковой увертюры, «Вечернему Харькову» рассказал артист с более чем тридцатилетним стажем режиссер-инспектор манежа старого цирка ГП «Государственная цирковая компания Украины» Юрий Соболев.

Словом «циркач» можно обидеть


— Начнем со слова «циркач», — предлагает Юрий Соболев. — Для всех, кто решил связать свою жизнь и судьбу с цирковой ареной, оно неприемлемо и даже расценивается как ругательное и унизительное. Артисты, ассистенты номеров, конюхи, музыканты, униформисты и прочие работники цирка называют себя «цирковыми», и никак не иначе.

О манеже цирковые говорят с великим почтением: это самое дорогое каждому артисту место.

— Наши дороги не имеют ни начала, ни конца, мы меняем города, страны, континенты — работаем в разных цирках, порой под шатром шапито и даже на открытых площадках. Нам могут быть незнакомы улицы, дома, люди, но когда мы оказываемся в круге 13-метрового диаметра (по геометрической формуле PR2 он составляет 132,5 квадратных метра), мы становимся хозяевами, попадаем в родную стихию, — рассказывает Юрий Борисович. — Цирковой артист никогда не скажет, что он выступает, играет или
исполняет номер. Артисты цирка говорят: «Я работаю» или «Я работаю номер». Это — тоже часть цирковой традиции, или своеобразный цирковой жаргон. Когда, общаясь с артистом слышишь: «Я работаю канат», это значит, что артист исполняет номер «Канатоходцы», а если артист сообщает: «Я работаю перш», значит, собеседник исполняет номер «Эквилибр на высоком шесте».

Дебютант вылетел на манеж, как из пушки


Цирковые новички обязаны пройти особый ритуал. Когда молодой артист впервые ступает на ковер манежа, кто-то обязательно должен его вытолкнуть или хотя бы легонько подтолкнуть: считается, что тогда дебютант обязательно исполнит номер успешно.

— Помню, как перед первым выходом в 1978 году меня буквально вышвырнули на манеж. Я с нетерпением ждал момента, когда впервые выйду к зрителям, но мандражировал по-настоящему. Чтобы появился кураж, я попросил кого-то из коллег, чтобы на определенном такте музыки меня вытолкнули. Они были рады стараться и вытолкнули так, что я чуть не упал. Мне потом говорили, что я вылетел на манеж, как из пушки, — улыбается шпрехшталмейстер.

Цирковых артистов хоронят под мелодию из фильма «Цирк»


— Цирк — это наш дом, в котором мы проводим большую часть жизни, — говорит Юрий Соболев. — Многие здесь рождаются. Мы здесь не только работаем, но и отмечаем дни рождения, свадьбы, дебюты, юбилеи, отсюда провожаем в последний путь своих товарищей, причем не под звуки траурного марша, а под мелодию Дунаевского из кинофильма «Цирк». Это — тоже традиция.

Зрители принимают все за чистую монету


Одна из непременных цирковых традиций — «зеленка». «Зеленое представление» устраивают в последний день гастролей.

— На заключительном представлении от артистов, униформистов, ассистентов, даже от оркестра можно ожидать самых непредсказуемых проделок. Экспромты и хохмы исполняются на полном серьезе, будто так и должно быть, поэтому зрители принимают все увиденное на манеже за чистую монету, а работники цирка рвут животы от смеха. «Зеленые представления» придумали еще в советском цирке, позже традицию переняли артисты и в других странах. Директора цирков не очень приветствуют «зеленку», но традиция — есть традиция, и ее уже не отменить. Вспоминаются несколько эпизодов из «зеленых представлений». Шпрехшталмейстер в одной репризе угощает клоуна бокалом лимонада, сам не подозревая, что в бутылку налили подкрашенный под цвет лимонада ядреный самогон.

По ходу действия клоун должен был не только залпом осушить бокал до дна, но и попросить добавки. Со стороны было видно, что «лимонадик» пьется явно не как газировка. После репризы захмелевшему клоуну пришлось выходить на манеж еще в трех паузах, но он достойно отработал представление, считает Юрий Борисович.

Дворняга Жуля стала знаменитостью


Как-то артисты подстроили хохму дрессировщице, которая выступала со шпицами. Холеные дрессированные собачки прыгали через скакалку и обруч, весело исполняли чехарду, но вдруг на манеж вывели нечесаную дворнягу Жулю, которая каждый день вместе с вахтером встречала артистов на проходной цирка. Цирк был знаком Жуле, но у нее в цирке было другое амплуа — вахтерское, и трюкам ее никто не обучал. Когда на манеже появилась Жуля, дрессировщице пришлось выкручиваться из нелепого положения, чтобы заставить зрителей поверить, что появление на манеже столь странной гостьи неслучайно. Артистка незаметно достала прикормку, скомандовала: «Жуля! Оф!», и собака послушно встала на задние лапы. Этому трюку дворняга давно научилась и знала, что за это ее ожидает вознаграждение.

— В цирке бытует множество примет, — рассказывает Юрий Соболев. — К примеру, нельзя лузгать семечки — не будет кассовых сборов, нельзя свистеть — беду накличешь. Если кто-либо перебежит дорогу артисту перед его выходом на манеж, скандал неизбежен. А еще считается неприличным, если цирковой артист смотрит представление, сидя в первом ряду и закинув ногу за ногу. Это расценивается как неуважение к собратьям по профессии. Вот почему все наши смотрят представление, сидя только в средних и даже дальних рядах.

А еще артисты не сомневаются: в старом здании цирка живет дух, который приносит им удачу. Иногда невидимый «сотрудник» подбрасывает артистам шарады.

— Как инспектор манежа я отвечал за безопасность в цирке. Как-то полез в полусферу купола и с удивлением нащупал в темноте какой-то предмет, — вспоминает Юрий Союолев. — Это была труба, а на ней — монограмма: «В день ангела дорогому С.К. Лукьянову от сотрудников и учеников оркестра. 1922 год». Как она оказалась под куполом цирка, для меня до сих пор остается загадкой. Кто такой, этот Лукьянов, выяснить не удалось. Вероятно, он был одним из музыкантов циркового оркестра.