Наступила любимая пора живописцев – сезон пленэра, когда они могут покинуть свои мастерские и расположиться под открытым небом с мольбертами, пытаясь уловить красочное богатство натуры при естественном освещении.

Харьковские живописцы поведали корреспонденту «ВХ», какие любопытные истории случаются с ними во время пленэров.

После пленэра художника не пускали в маршрутку

-- Пленэр – это долгожданный для художников период и самое интересное в живописи, – считает харьковский художник Олег Станичнов. – Весна, лето, осень – самая активная пора, когда художник соединяется с природой, творит, создает новые образы и захватывает кусочек «живого» солнышка. Во время пленэра художник постоянно в движении, он находит уникальные моменты, которые для обычного человека остаются незамеченными. Художник работает и в жару, и в грозу, и в холод, нередко создает отмороженными пальцами шедевры, которые потом радуют зрителя своим теплом.

Самые острые пленэрные впечатления Олега Станичнова связаны с погодными сюрпризами.

- Я был на пленэре в степи, внезапно началась гроза, – вспоминает Олег. – Было очень страшно, пришлось чуть ли не вжаться в землю, лил сильный дождь. Когда вышел на дорогу, был мокрым, весь в грязи, и водители маршруток от меня шарахались – не хотели пускать в салон. Когда меня наконец подобрали, пассажиры автобуса смотрели на меня как на неадекватного – наверняка думали, что я бомж. Второй раз сильная гроза застала меня в Карпатах. Пришлось прятаться под этюдник.

Устраивает природа и другие каверзы.

– Как-то у меня был пленэр в Крыму, – вспоминает художник Руслан Варламов. – Я писал на пирсе, начался сильный ветер, и этюдник с красками улетел в море. Пришлось нырять в море за инструментом, но выловить все краски не удалось.

В районе ЮЖД-вокзала живут самые любопытные дети


Когда художник устраивается в укромном уголке с мольбертом, ему редко удается поработать в камерной обстановке. Вокруг собираются любители, чтобы просто поглазеть, посоветовать и даже сделать замечание, как нужно правильно живописать. Чаще всего любопытство проявляют дети. Из опыта харьковского художника Андрея Ключникова: самые пытливые дети в городе живут в частном секторе в районе вокзала.

- Группы детей всегда собираются вокруг мольберта: им любопытно взглянуть на процесс. Иногда они просят подарить карандаши, краски, – рассказывает художник Андрей Ключников. – Некоторые пытаются подобраться поближе, перебирают кисти, трогают краски. Приходится предупреждать, что масляные краски плохо отмываются – они снимаются только растворителем. Правда, бывают настолько воспитанные дети, что пока им не разрешишь, они будут робко стоять в сторонке и лишь тихонько между собой переговариваться, комментировать мою работу. Конечно, очень заметно, что им тоже хочется поучаствовать в создании работы, и если бы им разрешили, с удовольствием приложили бы свою руку.

Взрослые тоже любят смотреть, как работают художники, причем попутно могут и покритиковать.

- Люди подходят и говорят: «Что-то вы непохоже нарисовали! Не в том месте нарисовали кустик». Я объясняю им, что это неважно, где находится в натуре кустик, что задача художника – не срисовать все с натуры и запечатлевать как фотограф, – рассказывает о вынужденных мини-лекциях Андрей Ключников. – Художник имеет полное право свободы творчества, может фантазировать, что-то добавить, переместить кустик так, как требует композиционное решение. Не очень близки потребителю и этюдные работы: для него важно, чтобы все детали были четко выписаны – чем больше сходства с оригиналом, тем круче работа.

За художника заступилась природа и палитра


Увы. Зрители бывают и хамовитыми.

- Как-то я рисовал в Крыму, – рассказывает Руслан Варламов. – Обнаружил интересный пейзаж – горы, вдали на горизонте море. Рядом крутились двое мальчишек. Сначала любопытничали, потом начали нахальничать – лезть пальцами в краски, трогать палитру. Я пытался объяснить, что работаю, но мальчишки не успокаивались. Я терпел до последнего, но все-таки они меня достали, и я отпугнул их жесткими словами. Мальчишки убежали, но вернулись со взрослыми. Родители явно были далеки от искусства и отказывались понимать, что я не развлекался, а занимался делом. Когда разговор перешел в угрозы, внезапно налетел сильный порыв ветра, поднял мой мольберт и палитру с красками и швырнул прямо на отца одного из мальчиков, испачкав и его супругу. Перемазанные красками родители удалились с нецензурной бранью.

Животные тоже ценят искусство


-- Как-то я делал этюды в пригороде. Неподалеку паслись козы,– вспоминает Руслан Варламов. – Готовые этюды клал рядышком на землю, но когда собрался уходить, обнаружил, что пока я увлеченно рисовал, коза съела мои работы.

Олег Станичнов родом из Днепропетровска, и когда, приезжая домой, он выходит на пленэр, с ним непременно следует его любимая собака – немецкая овчарка Маркиз.

– Когда я рисую, Маркиз всегда сидит рядом, и если к нам приближается, например, пастух с козами, пес подходит ко мне, начинает тихонько тыкать носом: мол, хозяин, пошли лучше отсюда – тут вокруг такие страшные животные! – улыбается Олег.

К слову, Маркиз не зря подозревает всех в покушении на хозяина: когда четвероногого друга нет рядом, братья меньшие не раз пытались позаимствовать у художника инструмент.

– Как-то сорока пыталась украсть у меня мастихин: он ярко блестит, и сорока не могла упустить такой возможности, – вспоминает Олег Станичнов. – Она схватила мастихин, но не рассчитала свои силы, и мне удалось отнять у нее инструмент.