Спастись от лавины лживых новостей и сохранить разум — к этому призывает выставка «Граница доверия» в ЕрмиловЦентре. В новом проекте приняли участие более 30 художников из Харькова, Киева, Херсона, Запорожья, Львова, Черкасс, Ивано-Франковска. К украинским авторам присоединились два московских гостя.

Экспозиция колоритна и разнообразна — представлены живопись, фото, видео, инсталляции.

— Сегодняшняя Украина стала центром конфликта с противостоянием цивилизаций. Непонимание вызывает недоверие, которое создает образ врага и фокусирует на нем агрессию, используя информационные потоки, — говорит куратор проекта Анна Кравченко. — Одна из сторон считает, что за приумножение земель в ХХI веке можно заплатить человеческими жизнями и жизнь человека стоит меньше, чем территория. Другая — борется за свободу, за право самостоятельно принимать решения о своем будущем и платит за это жизнями людей. Все это происходит под натиском обоюдного информационного давления, где каждый выступает от имени правды. Обычному человеку становится все сложнее определить: что происходит на самом деле. По мнению аналитиков, цель информационно-психологической войны, которую ведет сегодня Россия, — не пропаганда, а загрязнение информационного поля. Самое главное — чтобы никто никому не доверял.

Доверие — вопрос тонкий


— Ситуация на востоке Украины — болезненная, животрепещущая тема, на которую отрефлексировал в своем творчестве каждый художник, — рассказывает директор ЕрмиловЦентра Наталия Иванова. — Сначала выставка задумывалась как исследование природы конфликта, но в процессе подготовки мы решили поговорить об утрате доверия, о том, как влияют на нас идеология, пропаганда, информационные потоки. Информация нужна, чтобы ее анализировать, делать выводы, но немало людей подвержены ее влиянию — они настроены не на обдумывание, а только на поглощение. Пожалуй, в окружении каждого из нас есть люди, которые кардинально изменились за этот год, попав в информационную зависимость: они до крови раздирают свою душу негативом, впадают в депрессию, но жить без этого уже не могут. Это печальный синдром, и мы хотели акцентировать на этом внимание. Доверие — вопрос очень тонкий, и если оно утрачено, нужно искать пути его восстановления.

От информации взрывается мозг


Информационный круговорот затягивает сейчас каждого из нас, а от переизбытка противоречивой и нередко лишенной здравого смысла информации бедные головы становятся квадратными, а мозг взрывается. Такую атакованную информацией и обезумевшую голову изобразил художник Олекса Ман из Киева. А его земляк Алексей Салманов привез в Харьков видео, на котором молодой человек в камуфляжной форме закрашивает себя в белый цвет, призывая к нейтралитету и анализу ситуации с объективной точки зрения, не привязываясь к определенным идеологиям.

Сначала организаторы планировали, чтобы выставка стала спором между художниками, но диспута не получилось: от лжи устали все.

— Нам хотелось, чтобы и внутри выставки был конфликт, — это было бы правильно, — делится Наталья Иванова. — Мы искали художников, которые предоставили бы противоположную точку зрения на конфликт, советовались с коллегами из России, но таковых не нашлось.

На выставке тоже врут


Художники выразили свое отношение к информационному безумию по-своему. Так, часть экспозиции занимают настоящие грабли, лопата, тяпка, но эти орудия мирного крестьянский труда автор превратил в оружие, пристроив к их черенкам муляжи автоматов и карабинов. Свое отношение к этим метаморфозам автор выразил конкретно: разместил под «убийственными» граблями-лопатами два муляжа огромных коровьих лепешек.

На видном месте красуется инсталляция харьковчан Ильи Павлова и Марии Норазян: три импровизированные колонны в виде коробов почти в человеческий рост. Инсталляция называется «Теория доверия». На коробках —ь надписи: «Пепел», «Оружие», «Плоть». Для тех, кто не очень доверяет надписям, вверху на коробках находятся малозаметные отверстия со шторками, куда можно сунуть руку и потрогать то, что находится внутри — чтобы убедиться, верны ли надписи на колоннах. Корреспондент «Вечернего Харькова» в темной глубине одной из колонн нащупала что-то мягкое, похожее на вату, внутри другой коробки оказалось тоже что-то мягкое, но очень противное. В третий короб руку совать уже не захотелось. В любом случае надписи нагло врали.

Одессит привез сумасшедшего телефонного террориста


На одной из стен ЕрмиловЦентра висит экранчик, на котором в немом видео неистовый парень, окруженный несколькими телефонными аппаратами, без передышки набирает номера 101, 102, 103, звонит в сумасшедший дом, забрасывает аппараты вареной лапшой, а в конце минифильма яростно крушит телефоны молотком. Парень на видео — автор работы одессит Роман Громов.

— В этом году в Одессе было около 25 взрывов, но при этом была и масса ложных сигналов, — рассказывает Роман. — Хулиганы звонили в милицию, подбрасывали кучу муляжей мин и гранат, несколько раз у нас якобы минировали вокзал. Звонки о заминировании дошли до уровня идиотизма.

Крым затянуло туманом


В одном из углов зала в стене зияет вырезанная по силуэту Крыма черная дыра, из которой валит дым. Работа называется «Видимость ограниченна». Так увидел полуостров харьковчанин Александр Капля. Стена с дырой смотрится очень естественно, но, к счастью, автор не посягал на целостность ЕрмиловЦентра и не крушил стены: в углу зала он возвел из гипсокартона новую стену, за которой расположил установку для подачи дыма.

— С Крымом у меня связано множество воспоминаний, связей, там остались родственники, — делится Александр Капля. — Эту работу навеяла моя поездка в Крым прошлому году за месяц до его аннексии. Я смотрел новости из Киева, вел уединенную жизнь и по утрам наблюдал, как над трассой от Севастополя до Ялты поднимается утренний туман. Это воспоминание трансформировалось в образ тумана, который спустя время делает ситуацию с Крымом замутненной и невнятной. Ситуация находится в подвешенном состоянии, о судьбе Крыма говорят разное, но все очень неопределенно.

Выставку «Границы доверия» можно посмотреть до 10 июля.