Обычные съестные припасы в кухонном шкафу и даже предназначенные для выбрасывания в мусорное ведро фруктовые косточки и ореховая скорлупа могут создать простор для творчества и полета фантазии. Из них можно создать настоящие шедевры.

Сначала на глаза попался шкаф


Алина Павленко — художник с десятилетним стажем. Она увлеклась творчеством, когда ей было 18 лет, и произошло это почти случайно.

— Мне очень хотелось заняться интересным творчеством, но я никак не могла понять, чем именно, — вспоминает Алина Павленко. — Как-то мне на глаза попалась доска от старого шифоньера, я нарисовала на ней абстрактный рисунок и подумала, что было бы круто чем-то его заклеить. В тот момент под рукой ничего не оказалось, кроме содержимого маминого кухонного шкафа, поэтому в ход пошло все, что я смогла в нем найти: гречка, мак, пшено, сушеный укроп, семечки дыни, арбуза — словом, все, что можно было приклеить. Мне понравилось, я поняла, что это очень классно.

Родственники снабжали семенами


Мама против опустошения семейных закромов не возражала, даже стала подсказывать идеи для будущих произведений, и остатки шифоньера продолжили служить искусству.

— Я забрала у папы оставшиеся доски и начала придумывать, что бы интересного из них сделать, — говорит мастерица. — У родителей был огород, и я использовала для работы разные семена. Родственники тоже снабжали разными материалами. За два-три года на стенах нашего большого дома появилось множество работ. Я опасалась, что, глядя на мое увлечение, друзья и знакомые сочтут это детством, но людям нравилось, а потом картины начали покупать. Когда доски закончились — а работать с ними было невыносимо сложно, поскольку они очень тяжелые, — я стала использовать планшеты, которые покупала в художественных магазинах. Лет через пять стала учить этому искусству детей и взрослых.

Такая техника, по словам художницы, полезна для развития мелкой моторики, восприятия цвета, фактуры, композиции у детей. Для взрослых это сродни медитации — помогает привести в порядок мысли.

Материалы лежат под ногами


Алина постоянно открывает для себя новые материалы — благо, недостатка в них нет.

— Я нахожу в лесу кусочки коры, покупаю в супремаркетах крупы, макароны, чечевицу. А недавно нашла великолепный материал — семена горчицы: они кругленькие, одинакового размера и отлично смотрятся на картинах. В зоомагазине обнаружила красивые цветные камешки для аквариумов.

Средства креативного производства лежат буквально под ногами.

— Я собираю «вертолетики» — упавшие семена клена, — делится мастерица. — Прохожие, конечно, смотрят на меня с удивлением, но и из семян сосновых шишек, например, получаются красивые птичьи перышки. Я люблю природу, поэтому часто использую в композициях природные мотивы. Кроме того, у меня есть работы в стиле Евгении Гапчинской — картины с мультяшными ангелочками.

Херувимов Алина делает из манки, муки, декоративного песка, замечательные кудряшки получаются из гречки.

Мастерица старается сохранить природную красоту материалов, но, обучая искусству детей, использует и пищевые красители: ребятня любит создавать яркие картинки. Красит в основном рис — он не искажает цвет.

С чего стартовать в новом увлечении


— Прежде всего нужно желание, и тогда вы обязательно обнаружите в доме любую основу с ровной поверхностью: дощечку, кусок ДВП или ДСП, обрезки материалов после ремонта. Мы выбрасываем много вещей, которые кажутся ненужными, а ведь их можно удачно использовать. Творчество станет поводом выбросить старый шкаф и купить новый.

Для будущих композиций сгодится даже то, что люди обычно выбрасывают в мусорное ведро.

— На уроки с малышами я приношу косточки от абрикосов и персиков, зерна кофе, морские ракушки, скорлупу от фисташек, — рассказывает художница. — Дети сначала недоумевают, но я на собственном примере убеждаю их.

<Подзаголовок>Пора запасаться сырьем для картин

<Текст>Лето — отличное время, чтобы заняться сбором природных материалов, которые можно будет использовать круглый год. Очень хорошо смотрятся на панно семечки лука, глянцевые красные семена сорго (из которого делают веники). Если есть дача или огород, возможностей и вовсе не счесть: на грядке можно вырастить горох, фасоль, дыни, арбузы. Алина выращивает даже лен. Семена льна стоят недешево, а художнице удалось из стандартного пакетика получить трехлитровую банку семян.

На клей ПВА материалы приклеиваются прочно, уверяет мастер. У нее отлично сохранилась первая картина, созданная десять лет назад. Однако есть кое-какие секреты.

— После создания работы придется выждать пару дней, дать клею ПВА окончательно высохнуть и лишь затем вешать ее на стену, — говорит Алина. — Поверхность картины можно вскрыть лаком для волос и примерно раз в месяц повторять процедуру — во-первых, чтобы отвадить насекомых, которые обычно покушаются на крупы, а во-вторых, залакированные материалы будут прочнее держаться на вертикальной поверхности.

Некоторые материалы могут со временем потускнеть, предупреждает мастерица.

— Например, пшено под воздействием солнечного света выгорает и становится белым, поэтому этот материал я уже не использую, — делится Алина. — Побледневший материал тоже может быть привлекательным. Просто, продумывая сюжет, нужно помнить об этой особенности и не создавать из пшена, например, подсолнухи. За другими материалами выгорания я не замечала.