Харьковский областной совет утвердил Проект перспективного плана формирования территорий громад области: число существующих громад предлагается сократить в восемь раз – с 459 до 59.

Насколько оптимален одобренный депутатами документ и что получат селяне после объединения, читателям «Вечернего Харькова» рассказал замруководителя областной рабочей группы по подготовке перспективного плана, депутат облсовета Николай Титов.

– Николай Ильич, на сессии вы были докладчиком по это вопросу. Насколько, по вашему мнению, оптимальным получился принятый депутатами вариант перспективного плана?

– Я оцениваю этот план как очень перспективный. Но в то же время допускаю, что по некоторым позициям могут быть поправки. Перспективный план – это не догма, и если в каком-то из районов громады захотят объединиться не так, как было запланировано в принятом документе, – это вполне возможно. Но инициаторы должны нас убедить в том, что одна из громад, которая собирается выступить центром, в состоянии это сделать: там есть и необходимое помещение, и школа, и лечебное учреждение, и дом культуры, в ней насчитывается не менее 3000 жителей и не менее трехсот детей. Если нам покажут решение сессии громады, которая выступает инициатором, а также решение сессий соседних громад о том, что они согласны объединиться по схеме, отличной от той, что предусмотрена в перспективном плане. Мы рассмотрим это обращение и после согласования отправим в Кабмин.

Самое главное, чтобы громады хотели объединяться, а с теми или другими – это уже воля и желание конкретной громады.

– Что представляет собой вновь образованная громада?

– Объясню на примере Сахновщины. Сегодня это – райцентр, где есть и больницы, и магазины, и рынки, и пожарная, и соцпомощь. И чтобы получить справку или какое-то согласование, жителю села приходится отправляться за 30 км в райцентр. По плану предполагается создать в Сахновщинском районе еще два альтернативных центра – в Лыгивке и Огиевке. И когда завершится объединение, вместо одной Сахновщины появится три центра, куда люди могут обращаться за соответствующими услугами, и тому же селянину достаточно будет преодолеть всего 6-7 км, чтобы добраться либо до Огиевки, либо до Лыгивки, где будут точно такие же центры, как в Сахновщине.

Сахновщина как райцентр потеряет свое значение – более 80% полномочий местных советов будут принадлежать именно этим объединенным территориальным громадам. Такой подход позволит объединенной громаде иметь своих специалистов управлений земельных ресурсов, ПФУ, соцполитики, ГАСКа и др. На уровне района останутся только оказание вторичной медицинской помощи, интернаты, учреждения профтехобразования, может быть, дороги. А населенный пункт, который становится центром территориальной громады, получает статус города областного значения – как Харьков.

При этом на местах (то есть в каждой объединенной громаде) остается достаточно много налогов, в частности 60% доходов с физлиц: он будет уплачиваться не по месту работы, как сейчас, когда весь пригород работает в Харькове и там же платит налоги, а по месту жительства. На местах также останется 100% дохода на недвижимость, 5% акцизного сбора на табак, водку, бензин. 25% экологического сбора. Плюс к этому – объединившаяся громада будет получать финансирование из госбюджета.

В Харьковской области запустят пять пилотных проектов по объединению громад


Некоторые школы ждет оптимизация. Например, Яковлевка в Харьковском районе и Мерефа согласно плану объединяются. От Яковлевки (где в школе учится шесть человек, а один учитель преподает несколько предметов – от физкультуры до физики) до Мерефы (где великолепные школы, с хорошим педколлективом, с современными учебными классами) – семь километров. Конечно, учеников из Яковлевки стоит отвезти в Мерефу, где они получат полноценное образование. Главное – сделать дороги, закупить шкльные автобусы. А начальные классы, конечно же, останутся на своих местах. И чем больше мы создадим таких точек роста – тем лучше.

– И тем не менее из 27 районов области в 14 принято решение объединить все существующие громады в одну. То есть один район – одна громада.

– Да, это было их решение. Хотя я – не сторонник создания таких объединений, как например «Купянская республика», когда все населенные пункты объединились вокруг одного райцентра. Та же ситуация и с Богодуховом. Что поменяется для рядового гражданина села Ивановки или Петровки после такого объединения? Он как ездил, так и будет ездить за 35 километров в Богодухов. Разве это реформа, разве это перспектива?

Уверен, когда люди увидят, как стали развиваться и расти другие громады, – они тоже захотят пойти по этому пути.

– Однако в получившихся сейчас громадах наблюдаются серьезные диспропорции. Например, Боровской район поделен на три громады – одну сравнительно небольшую и две совсем маленькие. В Изюмском районе предлагается образовать две громады, причем в первой численность населения в десять раз больше, чем во второй, соответственно в десятки раз отличается и объем доходов. Все ли образованные громады, самодостаточны?

– Это добровольное решение громад. В этом и заключается суть закона о добровольном (!) объединении.

Безусловно, они самодостаточны, иначе бы мы этот план просто не утвердили. Именно с этой целью перспективный план и проходит проверку в облгосадминистрации, где специалисты соответствующих департаментов просчитывали суммы: выживут или нет такие громады, будут ли они развиваться.

– Кто будет представлять интересы сел, вошедших в громаду?

– Допустим, пять сельских советов объединяются в одну территориальную громаду. Сельский голова населенного пункта, вокруг которого они объединились, станет одним головой на все пять сел. А в четырех присоединившихся действующие головы сельсоветов будут исполнять обязанности старост, пока не изберут новых. Вполне возможно, что эти выборные должности займут те же люди, если они себя хорошо зарекомендовали.

Староста является членом исполнительного комитета совета объединенной территориальной громады – он-то и представляет интересы сел, которые будут за ним закреплены. Количество старост будут определять депутаты новой объединенной громады. Их может быть, например, пять, как было раньше, а может и семь, и девять – если бюджет позволит их содержать. Допустим, если в селе 500-700 человек – они посчитают нужным, чтобы там был староста. А в соседнем селе с населением 100-200 человек, наверное, неэффективно содержать старосту. Тогда один староста будет представлять интересы двух этих сел.

– То есть если сегодня житель села с какой-то проблемой или за справкой обращается в сельсовет, то после объединения он будет со всеми вопросами обращаться к старосте?

– Верно. Староста является посредником между гражданином и сельрадой.

– Когда стартует процесс объединения громад?

– Решение сессии областного совета направлено в Кабинет министров, который должен до 15 июля рассмотреть решения советов всех областей Украины и принять соответствующие постановления. Эти постановление дают возможность начать процедуру добровольного объединения территориальных громад. Там, где территориальные громады захотят, будут созданы новые муниципальные единицы. Все это будет проходить по определенной методике, но добровольно. Должно пройти обсуждение на сходе граждан, должны быть приняты три решения совета. Это довольно длительный процесс.

У нас уже есть несколько десятков инициативных громад, которые хотят быть пионерами в прохождении процедуры объединения.



Как объединятся громады
Согласно плану объединение громад будет происходить следующим образом: в Балаклейском районе 25 территориальных громад планируют объединиться в пять, в Барвенковском из 13 образуется одна, в Близнюковском из 20 – три, в Богодуховском из 24 – одна, в Боровском из 10 – три, в Валковском из 20 – две, в Великобурлукском из 18 – четыре, в Волчанском из 27 – одна, в Двуречанском из 14 – одна, в Дергачевском из 15 – две, в Зачепиловском из 10 – две, в Змиевском из 16 – две, в Золочевском из 14 – одна, в Изюмском из 18 – одна, в Кегичевском из 16 – одна, в Коломакском из пяти – одна, в Красноградском из 14 – четыре, в Краснокутском из 13 – одна, в Купянском из 20 – одна, в Лозовском из 18 – две, в Нововодолажском из 15 – две, в Первомайском из 19 – одна, в Печенежском из пяти – одна, в Сахновщинском из 16 – три, в Харьковском из 30 - девять, в Чугуевском из 18 – три, в Шевченковском из 16 – одна.