У нас с балкона стали пропадать развешенные после стирки вещи. Мы с мужем подозреваем соседа. Хотя непонятно, зачем ему понадобились, например, мои бюстгальтеры, если он живет один? Может, он просто клептоман? Вероника

Клептомания, как объяснил врач-психиатр, доктор медицинских наук, профессор Игорь Кутько, — это периодически появляющееся непреодолимое желание завладеть чужой вещью. Однако между воровством и клептоманией — большая разница. По словам психиатра, воры крадут с целью обогащения, а клептоманы похожи на сорок, которая тащит все, что плохо лежит, причем это происходит спонтанно и бессмысленно. Кроме того, клептоман не вынашивает планы ограблений, — он прибирает к рукам то, что лежит на виду, и объектом страсти часто становится незначительная мелочевка, как, например, на сохнущее на веревке соседское белье. Клептоман никогда не продает украденные вещи и ему самому они тоже без надобности. Это расстройство может проявляться как у школьников, так и у пенсионеров. Нередко этим грешат состоятельные люди, пытаясь таким образом самоутвердиться.

Воруют даже у лечащих врачей


Игорю Кутько приходилось работать с такими пациентами. По его словам, клептомания встречается при многих психических заболеваниях: в частности, при шизофрении, биполярном депрессивном расстройстве и особенно часто — при эпилепсии и психопатии. За годы практики доктор наблюдал около ста больных с разными диагнозами и проявлениями клептомании. Его пациентами были и мужчины, и женщины, но чаще клептоманией страдают мужчинам.

— Такое расстройство могут спровоцировать психотравмы: развод, смерть близкого человека и т. д., — рассказывает психиатр. — Часто специалисты связывают клептоманию с сексуальными влечениями. У меня был, например, больной шизофренией пациент, который воровал в бане дамское белье, которое потом надевал на себя и получал от этого удовлетворение. Была как-то пациентка, тоже с шизофренией, которая воровала вещи у соседей, тащила их домой, сообщала членам семьи, что эти вещи приносят ей несчастье и выбрасывала в окно с восьмого этажа. А вот эпилептики злобны и раздражительны, поэтому они воруют чаще из мести и получают при этом огромное наслаждение — у них наступает эмоциональная разрядка и настроение выравнивается.

По словам врача, пациенты не оставляли свои затеи даже в кабинете психиатра: прямо во время консультаций с его стола исчезали ручки, статуэтки, а один раз даже пытались стянуть мобильный телефон.

Могут испытывать кайф от губной помады


Клептоманы ловят от воровства кайф, а особенно наслаждаются фетишисты.

— Когда больной собирается украсть вещь, его одолевают страх, внутреннее напряжение, но после воровства он чувствует себя на вершине блаженства — поднимается настроение, появляется чувство выполненного долга, а мужчины с сексуальными нарушениями, например, испытывают оргазм. Был случай, когда клептоман в парке им. Горького воровал у женщин сумочки. Деньги его не интересовали: он извлекал из женских сумок губную помаду, красил губы и получал от этого удовлетворение, — вспоминает Игорь Кутько.

«Спионеренные» вещи клептоманам не нужны. Как правило, они их  выбрасывают, хотя некоторые бережно хранят свои трофеи.

Не стесняются своих замашек


От маниакального воровства можно вылечить, если это симптом психического заболевания — в этом случае больному назначают психотропные средства. Если клептомания не связана с психическими нарушениями, человеку нужна длительная психотерапия, но она срабатывает только при его желании избавиться от своей страсти. Увы. Страстным воришкам редко бывает совестно. По данным психиатра, только около 10% клептоманов считают, что их страсть болезненна. Остальные больными себя не считают и даже гордятся — охотно хвастаются, как ловко умеют присвоить чужую вещь.