По вечерам в центре Харькова звучит музыка — украинские песни, джаз, мелодии из кинофильмов. Пронзительные звуки «живой» трубы — и трубач в военной форме.

Это харьковский музыкант Константин Олейник, которого в Украине уже знают и любят многие.

Он коренной харьковчанин, и ему немного за пятьдесят. В шестом классе его от школы послали во Дворец пионеров учиться на горниста и барабанщика.

— Во мне увидели задатки артиста и музыканта, и руководитель духового оркестра пригласил в свой коллектив, – рассказывает Константин Олейник. — После восьмого класса я был воспитанником духового оркестра Военной инженерной радиотехнической академии противовоздушной обороны имени Говорова. Шесть служил в армии военным музыкантом, учился в музыкальном училище. Потом поехал в Ленинград, был учеником знаменитого трубача Вениамина Марголина. Мне, провинциальному парню, было очень тяжело в чужом городе, и я вернулся в Харьков. В этом время пришла перестройка, оркестры стали разгонять, и я бросил музыку.

Он занимался строительством, бизнесом, не прикасался к инструменту почти два десятилетия. Вернулся к любимой трубе четыре года назад, стал играть в харьковских оркестрах.

— Труба — такой инструмент, который требует, чтобы ежедневно продолжительное время организм восстанавливал свои навыки. Это как в спорте: я должен тренироваться 2–3 часа в день, чтобы набрать нужную форму, —  рассказывает Константин.

Труба стала пропуском на блок-постах


В конце 2013 года, во время переломных событий для страны харьковский музыкант Константин Олейник играл на Майдане. Когда начались известные события в Крыму, рванул туда.

— За несколько дней до так называемого референдума мы поехали спасать Крым, — вспоминает Константин. — Нас было 18 человек: гражданин США Вася Любарец, еврей Мойша, француз с двумя собаками и журналисты. Я ехал на своей машине, ребята — в автобусе. В автомобиле я вез листовки о путинской агрессии, а также колонки и трубу в чехле, поскольку собирался выступать. Дежурные на блокпосту меня заметили, и я вынужден был подъехать. Блокпост был сборным: «зеленые человечки», казачки, чеченцы, сбежавшие в Крым беркутовцы. Они были как новогодние елки — увешаны оружием с головы до ног. У них были автоматы и гранатометы, рядом стояли бэтээры. Досматривали очень основательно — передо мной проезжал московский журналист с женой, так ей даже под белье заглядывали. Я рассказал, что мы музыканты, едем в Судак на корпоративную вечеринку. Открыв чехол и увидев трубу, а не оружие, не стали смотреть рюкзаки и пропустили.

На следующем блокпосту Константина снова остановили, и снова его спасла труба. Остальных «артистов» в Крым не пустили, и трубачу тоже пришлось вернуться на «большую землю».

Любимая труба покалечилась


Когда началась военная эпопея на востоке страны, трубач стал волонтером с музыкальным уклоном.

— Летом прошлого года я около четырех месяцев служил на передовой в составе одного подразделения, — рассказывает Константин. — Труба и там была со мной. Под мою трубу ребята каждый день утром и вечером пели гимн, я играл для них в свободное время. Чтобы не привлекать внимание противника, в зоне АТО играл со специальной глушилкой из поролона. Звуки трубы с глушилкой не слышны уже на расстоянии трех метров.

В августе прошлого года он был контужен и вернулся в Харьков отдохнуть и подлечиться.

— Сначала просто занимался волонтерством, потом стал возить с собой трубу и устраивать для ребят импровизированные концерты. От лирических мелодий у ребят иногда катятся слезы, а под зажигательную джазовую музыку начинают танцевать, — делится трубач. — Сейчас я выступаю, собираю гуманитарную помощь практически по всей Украине и вожу ребятам.

По словам музыканта, в поездках в зону АТО было много разного: рвались снаряды от «Градов», вдоль дорог работали снайперы. Пару месяцев назад Константин попал в аварию: на встречную полосу выехала иномарка и врезалась в микроавтобус, в котором находились трое волонтеров. Автомобиль с волонтерами вылетел в кювет. Все остались живы, Константин Олейник, спавший на заднем сидении, пострадал больше всех. Удар был сильным — пострадало плечо, сустав был раздроблен. Оказалась искалеченной и его труба, которая ехала вместе с ним в салоне. Сейчас музыкант восстанавливается, но продолжает ездить в зону АТО. Правда, теперь он играет на казенной трубе — инструмент одолжили харьковские музыканты.

Харьковчане относятся по-разному


Около месяца назад Константин начал выступать на площади Свободы. Играет не каждый вечер, а лишь когда когда бывает в Харькове. К красивой, но громкой музыке в центре города харьковчане относятся по-разному.

— На днях ко мне подошла женщина, представилась жительницей близлежащего дома, говорит: «Вы мешаете мне жить», — рассказывает музыкант. — Не исключаю, что ей просто не нравится желто-голубая палатка.

Как бы там ни было, а немало прохожих — и пожилые, и студенты, и школьники — останавливаются, чтобы послушать музыку.

— Я участник и киевского, и харьковского Майданов, и многие знают меня лично, — говорит Константин. — Люди интересуются, как у меня дела, благодарят за музыку. Для меня такие выступления — прежде всего поддержание музыкальной формы и привлечение внимания людей в проблемам страны. Люди ногда забывают, что в стране идет война, а когда люди слушают музыку и видят музыканта в форме, они подходят, интересуются, хотят помочь. Собранные деньги идут на покупку обмундирования, продуктов и других необходимых вещей для ребят в АТО.

21 августа Константин Олейник собирается сыграть в концерте ко Дню Независимости, который готовит театр оперы и балета.