Харьковчане до сих пор называют этот вуз по-старому — ХАДИ. Вероятно, настолько громко и гордо звучала эта аббревиатура на выставках, конференциях и в жизни, что запала в души людей надолго. Теперь вуз на улице Петровского носит название Харьковского национального автомобильно-дорожного университета (ХНАДУ). На днях учебное заведение отметило свое 75-летие.

Во время торжеств городской голова Владимир Шумилкин напомнил об одной из самых больших проблем Харькова — дорогах. Сейчас не хватает средств, чтобы все их сделать хорошими; поэтому нужно усиливать контроль над качеством ремонтируемых. В полной мере этот вопрос решают специалисты ХНАДУ, которым поручено обследовать свежеуложенное дорожное полотно, чтобы дисциплинировать строителей, научить их придерживаться технологии. Мэр поблагодарил сотрудников вуза за их принципиальность в этом вопросе и выразил надежду, что «дистанция между тем, как оно есть и как должно быть, будет постоянно уменьшаться».
А заместитель губернатора Василий Третецкий вместо парадных речей неожиданно высказал благодарность за подготовку своей подчиненной — начальнику ГУ образования и науки ХОГА Людмилы Беловой, бывшей выпускницы ХАДИ. В кулуарах куратор всех вузов области подтвердила корреспонденту «Вечерки», что автодорожный — «мой родной университет, мои родители его окончили, мой муж и я. Это очень большая часть моей жизни».
Поздравили автодорожников зарубежные гости из России, Германии и Сирии. Ректор Московского автодорожного института (МАДИ) Вячеслав Приходько признался, что его вуз — младший брат ХНАДУ: «Нам через три месяца тоже будет 75 лет». Россиянин напомнил, что в свое время из шести автодорожных вузов, существовавших в СССР, лидировал всегда харьковский. Именно он формировал представление, как нужно готовить специалистов для автотранспортного комплекса.
«У меня мечта — сделать вуз международным», — сообщил корреспонденту «Вечерки» ректор ХНАДУ Анатолий Туренко. Первые шаги для этого сделаны: в четверг на ул. Каразина ввели в строй новый корпус для иностранцев площадью две тысячи кв. м. Капитально отремонтировали общежитие для иностранных студентов — с отдельными номерами европейского уровня.
Достаточно серьезно занимается вуз экологическими проблемами. Дорабатывается экологически чистый криоавтомобиль, работающий на сжиженном азоте, — он должен получить новый, более мощный двигатель. Правда, исследование притормаживает из-за отсутствия финансовой подпитки — работы ведутся за свой счет. Готовятся ученые вуза к назревающему топливному кризису, когда на планете исчерпаются запасы нефти. Для этого проводятся работы по использованию газового двигателя (дизеля). Перевести транспорт на газ, считает Анатолий Николаевич, гораздо дешевле и экологичнее. «Мы уже думаем о том, как использовать старые газовые скважины с остатками газа, которые не могут выйти на поверхность за счет собственного давления». Планируется выкачивать этот газ и использовать на заправочных станциях.
Большой вклад в оздоровление атмосферы (буквальное) внес вуз, когда инициировал запрет на курение в стенах учебных заведений и первым ввел его у себя. Известный теперь каждому курящему студенту приказ Минобразования опирался на опыт харьковчан. А сейчас автодорожники выступили с другой инициативой — «экологически чистых» отношений: без сквернословия и мата. «Я думаю, что мы со временем добьемся своего, — оптимистично заверил Анатолий Туренко. — Потому что мы воспитываем не только дорожников, автомобилистов, экономистов и экологов, мы воспитываем прежде всего элиту общества — интеллигенцию».

Cправка


Харьковский национальный автомобильно-дорожный университет (ХНАДУ) основан в 1930 г. Сначала имел два факультета — автомобильный и дорожно-строительный (сегодня их 12). В вузе насчитывалось 1200 студентов и 93 преподавателя (сегодня —13 тыс. студентов и 460 преподавателей). Во время Отечественной войны институт приостановил свою работу. Преподаватели, сотрудники и студенты ушли на фронт, ценное оборудование, архив и библиотека были эвакуированы в Саратов. ХАДИ вновь открыл свои двери после войны, 1 марта 1945 г. Огромную популярность в СССР и за его пределами получили работы студентов и преподавателей по проектированию и созданию целого ряда гоночных автомобилей марки ХАДИ, на которых не раз устанавливались мировые и всесоюзные рекорды скорости. В 1993 г. институту присвоен статус университета и название «Харьковский автомобильно-дорожный технический университет», а в 2001 г. он стал национальным и получил название «Харьковский национальный автомобильно-дорожный университет». Учеными университета разработана первая в СНГ экспериментальная модель экологически чистого криогенного автомобиля, который работает на сжиженном азоте. За 75 лет существования вуз выпустил более 50 тысяч специалистов для народного хозяйства.