12-летняя дочь не хочет идти в школу. Подозреваю, что она слишком застенчива и у нее не очень ладятся отношения с одноклассниками. За что детей гнобят сверстники? Как вовремя заметить, что ребенка отвергают и помочь ему? Светлана

В классах верховодят дети богатых родителей


– Причинам, по которым детей отвергают их сверстники, нет числа, -- отвечает харьковский психолог Лилия Райченко. – Импульсом к тому, чтобы ребенка невзлюбили, может быть что угодно – и физические данные, и психологические особенности. Например, нередко дети отторгают тех, кто не вписывается в их стандарты: полненьких, маленьких ростом или очень высоких, тех, кто по любому поводу плачет или обижается, подхалимов. Одноклассники очень не любят и стараются при удобном случае «наказать» тех, кто ябедничает, подворовывает. От этих ярлыков невозможно избавиться до старших классов, и в таких случаях ребенка желательно перевести в другую школу. Скорее всего, там все наладится, если он не повторит прежних ошибок в поведении.

Обидчивых любят доводить до слез, а потом еще и поиздеваться, когда ребенок начнет плакать. Так было всегда, но сейчас это особенно заметно – дети в классе (да и в детском саду) сразу разбиваются на группы, рассказывает психолог.

– Верховодит обычно группа, в которой собираются (не объединяются!) дети «богатых» родителей. К этой группе тут же начинают «подлипать» те, кто хочет быть «рядом». Их как бы принимают, но на условиях «шестерок», и роль их весьма незавидна. Их презирают и те, кому они «прислуживают», и те, кто это наблюдает со стороны.

К сожалению, дети испытывают отвращение к определенным физическим или физиологическим недостаткам сверстников. Можно, конечно, говорить о недостатке у таких детей внутренней культуры, но если оглянуться вокруг – этой внутренней культуры нет и у большинства взрослых. Учителя могут призывать детей к сочувствию, но часто и у самих наставников призывы расходятся с делом, сетует специалист.

Школьники не любят двоечников и любимчиков


– Дети не любят выскочек. Им всегда стараются подставить ножку, «показать им их место». Если ребенок оказался любимчиком учителя, ему мстят за это тем, что постоянно стараются обидеть, толкнуть, сбросить с парты книги, как бы показывая ему, что он не лучше других. Не очень почитаемы в коллективе те, кто откровенно плохо учится. На них тут же ставится клеймо «тупой» и воспринимают их соответственно. Статус ребенка в классе серьезно зависит от успеваемости, за исключением тех случаев, когда успеваемость хромает, но ребенок делает серьезные успехи в какой-то другой сфере (музыке, рисовании, пении, спорте), – замечает Лилия Райченко.

Успеваемость – своеобразный ранг ребенка. Психолог вспоминает случай, когда десятилетний мальчик рассматривал в гостях фотографию симпатичной девочки. На вопрос, нравится ли ему девочка, тут же деловито уточнил: «А как она учится?». И тут же объяснил – с троечницей (шестерочницей) ему будет неинтересно, с ней даже поговорить не о чем, а с отличницей неприятно – непонятно о чем говорить.

Впрочем, невзлюбить могут даже самого нормального ребенка, -к примеру, за то, что он просто новенький, или что у него «не такое» имя, или если его мама – уборщица. Обижают, как правило, детей, которые не могут постоять за себя, то есть слабых духом. Таких даже воспитатели в детских садах называют «трусишками», в школе же трусость раскрывается в полной мере.

Однако трусость и застенчивость — разные вещи, говорит психолог. Застенчивых детей, как правило, просто обходят стороной, их не берут в игры, с ними не хотят сидеть за одной партой, приглашать на дни рождения. Но их особо не обижают, проявляют некую жалость, которая может перейти и в определенную степень презрения.

Чтобы негативное отношение одноклассников не зашли слишком далеко, а издевательства не привели ребенка к суицидальным мыслям, родители должны ему помочь. Не бойтесь быть защитой для своих детей, говорит психолог: боитесь вы – боятся и ваши дети.