Гость редакции ВХ — директор департамента образования Харьковского городского совета Ольга Деменко.

В очереди в детсады — полторы тысячи харьковчан 


— Добрый день, Ольга Ивановна. Меня зовут Светлана. Скажите, пожалуйста, в этом году будет больше первоклассников?

— Последние четыре года количество первоклассников увеличивается на 500–600 детей: в этом году впервые за парты сядет не меньше 13,5 тысячи детей, из них 100 — временно перемещенные из Донецкой и Луганской областей.

— А сколько малышей пойдут в этом году в детские сады?

— На начало лета в электронной очереди в детские сады было зарегистрировано 14 тысяч малышей. Из них более 10 тысяч получили направления в детские сады, еще 2,5 (чего? тысячи) детей зарегистрированы на 2016, 2017 и даже на 2018 годы: родители заранее беспокоятся о поступлении в детский сад. К сожалению, несмотря на то, что в городе каждый год открываются новые детские сады и группы (в частности, в этом году мы открываем десять новых групп и детский сад в Ленинском районе на улице Кандаурова, 45), у нас, как и во всей Украине, вопрос дополнительных мест в детских садах остается актуальным. К тому же мы приняли 1,5 тысячи малышей из Донецкой и Луганской областей, и это тоже одна из причин дефицита мест в детских садах отдельных микрорайонов города.

— Всем ли детям хватает мест в школах?

— В школах мест хватит. В прошлом году мы приняли в школы города более четырех тысяч детей из Луганской и Донецкой областей. Нам, конечно же, пришлось потесниться и в некоторые классы принять не 30 детей, как положено по нормативам, а 32 и даже 34 ребенка. Но ни кого из харьковских родителей эта ситуация не возмутила: все мы понимаем, что дети не должны расплачиваться за военные действия, которые происходят в стране. В тесноте, да не в обиде. В этом году нет такого массового наплыва школьников из Донецкой и Луганской областей, но возникла другая проблема. Из так называемых ЛНР и ДНР в Харьков прибывают ребята, закончившие девять классов, со свидетельствами о неполном среднем образовании, которые не имеют никакой законной силы. Пытаемся с Министерством образования найти выход, как узаконить эти документы, чтобы детям не пришлось снова учиться в 9-м классе для получения свидетельства государственного образца.

В лицеях и гимназиях обязательны два иностранных языка


— Добрый день, Ольга Ивановна. Меня зовут Вера Николаевна. Скажите, появятся ли в этом году в школе новые предметы?

— Новые предметы в этом году не появятся, но будут серьезные изменения в учебных программах. Школьники начальных классов сейчас очень перегружены, поэтому одно из главных новшеств Министерства образования и науки — максимальное упрощение программы и учебного материала для начальной школы. Второе новшество — увеличение количества часов для изучения иностранного языка: в 6–9-м классах появится дополнительный час, а в 10–11-х классах — дополнительные полчаса в неделю. Это даст возможность нашим детям лучше знать иностранный язык. Третье новшество касается физкультуры, его цель — максимально разнообразить уроки и мотивировать детей к занятиям спортом. Например, если учитель физкультуры профилируется на гимнастике, часть уроков физкультуры может быть посвящена занятиям по хореографии или ритмике. Если в школе есть бассейн, здесь можно проводить занятия по плаванию на уроках физкультуры, причем важно, чтобы школьные бассейны использовались максимально с раннего утра до позднего вечера и туда могли приходить после уроков дети из соседних школ. Разумеется, занятия в школьных бассейнах для детей бесплатны.

— Ольга Ивановна, добрый день. Вам звонит бабушка первоклассника. Скажите, пожалуйста, система 12-летнего среднего образования предполагает поход ребенка в школу в 6 или в 7 лет?

— Дети, которые в этом году идут в школу, будут учиться 11 лет с шести лет. 12-летнее школьное образование — это пока законопроект, и чтобы он стал законом, должно пройти обсуждение.

— Ольга Ивановна, здравствуйте. Вам звонит Владимир. Моя дочь перешла во второй класс. Детям предлагают изучать второй иностранный язык — кроме английского, еще и испанский. Причем не просто предлагают, а навязывают. Из 30 детей в классе испанский согласны изучать только двое-трое. Но директор сказал, что возражений быть не должно. Второй язык дается детям тяжело: учитель много задает на дом, детвора путает английские слова с испанскими. Поскольку испанский язык факультативный, можно ли от него отказаться?

— В обычной общеобразовательной школе изучают один иностранный язык, второй иностранный язык можно учить как факультативный — он вводится по желанию родителей и детей. При этом факультатив — это дополнительные образовательные услуги, на него могут ходить от 8 до 30 детей. А вот в специализированных учебных заведениях — лицеях и гимназиях, в отличие от обычных школ, изучение второго иностранного языка является обязательным. Если речь идет о специализированной школе № 17 Киевского района, где преподают испанский язык, то эта школа всегда привозит победы с Всеукраинских олимпиад по испанскому языку.

— Здравствуйте, Ольга Ивановна. Меня зовут Татьяна. Мой ребенок идет в этом году в 1-й класс. 3 июня я принесла документы в гимназию, куда мы прикомандированы по месту жительства, но мне сказали, что три класса уже набраны из тех, кто был на подкурсах, остался только класс «Г». Правильно ли так формировать классы, ведь прием документов стартовал в начале июня? Разве детям не должны предоставлять равные условия для зачисления? При этом в «Г» до конца июня не был известен ни классный руководитель, ни в какой аудитории будут заниматься дети.

— В специализированные классы гимназий существует конкурсный отбор.

— А разве в 1-й класс тоже есть конкурсный отбор?

— В отличие от общеобразовательных учреждений, куда берут всех деток, в гимназиях конкурсный отбор есть. Что касается учителя, знакомить классного руководителя с родителями, которые подают документы в школу с мая по август, невозможно: учитель не может находиться в школе все лето. Встреча классного руководителя с родителями обычно происходит в последнюю неделю перед началом учебного года. Оставьте, пожалуйста, ваш телефон, мы с вами свяжемся и лично познакомим с будущим классным руководителем.

Родители могут помогать школе только добровольно


— Добрый день, Ольга Ивановна. Меня зовут Елена. Мой сын идет в первый класс. Наверняка нас на первом же родительском собрании попросят собрать на что-нибудь деньги. Куда обращаться, если с родителей потребуют «благотворительную» помощь на статьи расходов, с которыми мы не согласны — например, на новые обои или линолеум, хотя, на мой взгляд, и прежние еще вполне хороши?

— Разумеется, сейчас родителям не до шикарных ремонтов в детских садах и школах: у наших сограждан иногда денег и на продукты не хватает. Главное — в группах и классах должно быть чисто, аккуратно, уютно. Но сейчас мы коснулись самой большой проблемы образования Украины. Из-за недостаточного финансирования мы вынуждены обращаться за помощью к родителям. Не привлекать внебюджетные средства мы не можем: если родители не будут нам помогать, общеобразовательные учреждения не смогут функционировать. В детском саду, например, на полотенца, комплекты постельного белья, горшки, посуду бюджетные средства не предусмотрены. Но, во-первых, родители могут помогать детскому саду и школе исключительно на добровольных началах, во-вторых, они имеют полное право знать, на какие нужды сдают деньги и на что тратится каждая родительская копейка. Родители могут контролировать все процессы, которые происходят в школе, и прежде всего — внебюджетные поступления. Для решения этих и других вопросов накануне нынешнего учебного года в Харькове создается городской родительский комитет, который объединит родительские комитеты школ и районов.

Можно ли оставить ребенка в детском саду на второй год? 


— Ольга Ивановна, добрый день. Меня зовут Инна. Скажите, пожалуйста, если я считаю, что моему шестилетнему ребенку еще рано идти в школу, должен ли садик предоставить ему место до семи лет? Мой сын очень плохо привыкает к детскому коллективу.

— Всем родителям жалко своих малышей, но в законе «Об образовании» сказано, что детей принимают в школу, как правило, с шести лет. У ребенка действительно может быть физиологическая, интеллектуальная или психологическая неготовность к обучению в школе (как правило, в детских садах остаются не больше 2–3% шестилетних детей). Но определять готовность к школьному обучению должны не родители, а медики, психологи и педагоги. Вы можете обратиться за заключением к вашему участковому врачу, и если ребенок страдает заболеваниями, если у него наблюдается задержка в развитии, врачи порекомендуют остаться в детском саду еще на год. Кроме того, стоит пройти собеседование у педагога начальной школы, проконсультироваться с психологами детского сада или школы. Однако если ваш ребенок здоров, хорошо развит, пожалейте его: с пяти до шести лет он был в старшей группе, и вы оставляете его там на второй год. В группу придут малыши, которые ничего не знают, и ваш ребенок будет вынужден снова проходить предшкольную подготовку, ему будет не интересно и у него пропадет дальнейшая мотивация к учебе.

Сколько стоят пришкольные летние лагеря 


— Добрый день, Ольга Ивановна. Меня зовут Сергей. Насколько я знаю, посещение детей летних пришкольных лагерей платное, но добровольное, и если родители не собираются водить туда ребенка, то могут не платить за лагерь. Но в нашей школе отказаться от посещения летнего лагеря невозможно. Директор школы сказал родителям: «Можете не оплачивать услуги лагеря и не посещать его, но классный руководитель будет наказан». К кому обращаться, если в школе возникают подобные проблемы?

— Если родители не планируют оставлять ребенка в пришкольном детском лагере, а руководство школы настаивает на оплате, администратора учебного заведения нужно за это наказывать. По таким вопросам родители могут обращаться в департамент образования.

Личное дело
Ольга Ивановна Деменко родилась 29 августа 1962 года в селе Чистоводовка Изюмского района Харьковской области. В 1984 году окончила ХГПИ им. Сковороды, работала учителем биологии в Мурафской средней школе Краснокутского района. С 1986 года — воспитатель группы продленного дня, учитель биологии харьковской школы № 99. С 1990 года — заместитель директора, директор харьковской школы № 51. 2003–2006 гг. — начальник управления образования Московского райсовета в г. Харькове. С 2006-го по 2010-й — начальник управления образования Харьковского горсовета. С 2006 года — депутат Харьковского горсовета. С мая 2010 года — директор департамента образования Харьковского горсовета. Замужем, сыну 28 лет.