Харьковчане Настя Костина и Андрей Златник путешествуют только автостопом. С палаткой и рюкзаком ребята исколесили почти всю Европу, не раз побывали на Ближнем Востоке.
Корреспондент «Вечернего Харькова» застала их во время очередного путешествия: ребята держали путь в Финляндию.Почему автостоп?
Насте Костиной – 23 года, по специальности – библиотекарь. Андрею Златнику – 31 год, он – археолог. Но оба не могут усидеть на месте и любят вольницу, поэтому Настя в библиотеке никогда не работала – она фри-лансер, занимается продвижением товаров в интернете. Андрей Златник – частный предприниматель, работает с антиквариатом.
Оба грезили дальними странствиями с детства. Родители Насти – скалолазы и путешественники, они брали дочку в горы, на море, в леса, поэтому еще с нежного возраста она мечтала о большом кругосветном путешествии. Андрей в детстве мечтал стать археологом, чтобы разгадывать тайны мира и колесить по странам и весям. До встречи друг с другом они уже странствовали на попутных машинах, автостоп их и познакомил, благодаря ему они из попутчиков стали спутниками жизни.
Их общий автостопный стаж невелик – два с половиной года, но даже за этот, казалось бы, короткий период ребята вместе побывали больше чем в трех десятках стран Европы и Ближнего Востока, проехав автостопом около 80 тысяч километров. Почему автостоп?
– Просыпаешься утром и никогда точно не знаешь, каким будет твой день, где ты сегодня окажешься, – делится Настя Костина.
– В организованных турпоездках приходится ехать на большие расстояния несколько часов в автобусе. С автостопом таких проблем нет: постоянно меняются люди, ситуации. Конечно, автостоп – это некоторый дискомфорт, и не все к нему готовы, зато всегда интересно и неожиданно, это своего рода романтика, – говорит Андрей Златник.
Водителей обезоруживает улыбка
Вероятно, человеку, стоящему с протянутой рукой на обочине, непросто убедить водителей, что именно он – тот самый замечательный попутчик, без которого ну никак нельзя ехать дальше.
– Когда я только начинал практиковать автостоп, мне было немного стыдно: я считал, что о чем-то прошу водителя, – вспоминает Андрей. – Но потом понял, что это не так: если водитель останавливается, он готов пообщаться, разделить с тобой пространство своей машины на определенное время, причем иногда это время исчисляется сутками. Автостопщиков узнают по вытянутому большому пальцу – этот интернациональный жест знаком каждому водителю в любой точке земного шара, и я не припомню случая, чтобы нас не поняли и потребовали денег.
Иногда автостопщикам приходится набраться терпения и ждать, когда водитель радушно пригласит к себе в салон. Это – один из самых неприятных моментов автостопа. Но ребята советуют не принимать близко к сердцу отказы водителей.
– Бывают дороги, на которых практически нет машин, – говорит Андрей. – Но какой безнадежной ни была бы дорога, все равно ты уедешь – если не сразу, так через несколько часов. Как правило, останавливать автомобиль приходится около 15 минут. Наш печальный рекорд – четыре часа стояния на дороге, зато после долгого ожидания нам повезло: двое замечательных водителей отвезли нас к себе домой и оставили на ночлег.
Харьковские автостопщики поведали главный секрет, который может остановить мчащиеся мимо авто.
– Главное на дороге – улыбка, – уверяет Настя. – Даже если водители тебя не берут, проезжая мимо, они тоже улыбаются в ответ.
Путешествующим автостопом нередко приходится ночевать в палатке на обочине дороги.
– Мы всегда автономны: берем с собой полное туристическое снаряжение, палатку, которую можно разбить где угодно, – делятся ребята.
В какой стране живут самые добрые водители
Автостоп работает в любой стране, поскольку везде есть хорошие люди, в том числе и в Украине, уверяют ребята.
– Мы только что доехали автостопом из Харькова в Киев, сейчас думаем ехать до Луцка, – делится впечатлениями Настя. – Сегодня, например, нас подобрал водитель, который оказался таксистом, – приезжает таксовать в Киев, тем не менее берет попутчиков бесплатно, потому что ему по пути.
Среди путешественников бытует мнение, что очень неохотно берут на борт водители в Скандинавии.
– Нам говорили, что северные люди холодные, да и сами водители в Скандинавии о себе нелестного мнения. Например, водители в Швеции подбирали нас со словами: «Я остановился, потому что подумал: «Мы, шведы, закрытые люди, вряд ли вас кто-то еще возьмет». Но мы опровергаем этот стереотип: автостоп в Скандинавии есть, – говорит Андрей.
Настю подкармливают пирожными
Очень дружелюбны в Европе, говорят ребята: европейцы любят угощать домашней выпечкой.
– Водители угощают нас пирожками и рассказывают, что их испекла жена или мама, – рассказывает Настя. – На востоке люди тем более гостеприимны. Почти каждый водитель чем-то угощает, везет к себе в гости, дарит на прощанье сувениры. Недавно мы вернулись из поездки по Курдистану. В это время у них был Рамазан – они ели только вечером, поэтому если мы попадали в населенный пункт вечером, нас почти всегда забирали к себе домой поесть и переночевать. А в Турции мне даже подарили шаровары. Водитель пригласил к себе домой, мы расположились ужинать на полу. Я была в юбке, и турецкая бабушка подумала, что мне будет удобнее сидеть в шароварах, взяла меня за руку, отвела в другую комнату, выдала штаны и сказала, чтобы я отставила их себе.
– Настя – сладкоежка, и когда мы в первый раз были в Албанит, в одном из городишек ей понравилась кондитерская, где продавали очень вкусные пирожные, – вспоминает Андрей. – Когда мы ехали в Албанию второй раз, решили снова заехать туда. По пути нас подобрала пара молодых ребят. Оказалось, что хозяин кондитерской – их друг. И когда мы приехали – владелец нас уже ждал, подарил Насте футболку с логотипом кондитерской и албанской футбольной команды, затем завел в кафе и сказал: «Выбирайте все, что хотите».
Что делать, если пристают водители
Общение с водителями не всегда бывает безоблачным.
– Водитель может много курить в салоне. Есть водители, которые хотят поговорить по душам. Иногда очень хочется спать, но приходится развлекать водителя, чтобы он не заснул. Но это – тоже часть приключений, без которых автостоп был бы не таким романтичным, – уверен Андрей.
Даже опытный турист не всегда может спрогнозировать намерения незнакомого водителя, поэтому путешествовать автостопом в одиночку, особенно девушкам, ребята не советуют.
– Если девушка решила ездить автостопом одна, у нее должен быть соответствующий вид: невызывающая одежда, рюкзак, кроме того, очень важно вести себя скромно, – советует Андрей. – Путешествующие в одиночку девушки должны быть очень тонкими психологами: они должны знать, в какое русло повернуть разговор, чтобы у водителя не возникало нежелательных мыслей.
Впрочем, небезопасно ездить в одиночку и сильному полу.
– Как-то меня подобрал очень крупный кавказский мужчина в наколках и в пути начал ко мне приставать, – вспоминает парень. – Но мне удалось так повернуть разговор, что он успокоился, правда, немножко на меня обиделся.
Дмитрий и Настя знают, что в дороге возможны неприятные ситуации, тем не менее одна из главных их заповедей – не бояться.
– Страх может привлечь то, чего ты боишься, поэтому уж если выходишь на трассу – нужно верить, что с тобой не случится плохого, – считает Настя. – Путешественник должен думать только о хорошем. Мы этим даже пользуемся: в дороге желания исполняются быстрее, чем в обычной жизни. Иногда даже загадываем, на какой машине хотим поехать, до какого населенного пункта или что хотим поесть – и это очень часто срабатывает.
Автостопом можно фантастически сэкономить
За границей дорога и жилье обходятся ребятам бесплатно – деньги тратят только на питание и сувениры.
– Нам абсолютно не приходится копить на путешествия, – признается Андрей. – Последняя поездка была в Курдистан, мы прожили там месяц и потратили на двоих около пяти тысяч гривен. Во время поездок в Европу мы тратим 7-10 евро в сутки на двоих, а если питаемся в супермаркете, то еще меньше.
К слову, мама Насти, посмотрев на ребят, и сама засобиралась путешествовать автостопом.