Станислав Шварц – бывший инженер-электронщик – души не чает в любимом городе и по крупицам собирает раритетные фотоснимки и исторические факты о Харкове.
Признание в любви созрело, когда он ушел на пенсию, в виде фотоальбома «Путешествие в провинциальную столицу. Прогулки по старому Харькову».Нас приглашают на экскурсию в века
– Всю жизнь я проработал на заводе Шевченко, – представляется Станислав Шварц. – Очень люблю Харьков и давно собирался в это путешествие, но никак не мог начать. Историей Харькова увлекся пять-шесть лет назад, когда ушел на пенсию. Хотя на самом деле не было импульса. Можно было, конечно, рассказать о городе в виде такого себе краткого курса: от крепости до стадиона «Металлист». Фотография, дата, архитектор, стиль, кто и где жил. Но это было не интересно – душа города не обнаруживалась. В общем, пришлось искать форму рассказа. Так и родилась эта книга – я задумал, написал и сверстал ее сам. Благо, сейчас компьютер позволяет это сделать любому. В книге больше 800 фотографий нашего славного города, а текстом я немного добавил информационной ценности для тех читателей, которые знают наш город меньше меня.
В рассказах о старом Харькове Станислав Шварц предлагает перенестись во времени больше чем на 200 лет назад. Фотоальбом содержит 18 исторических новелл с раритетными снимками о любимых харьковчанами уголках города, о кардинально изменивших свои названия и облик харьковских площадях и маленьких улочках, исчезнувших с лица города великолепных зданиях. Во время путешествия по городу Станислав Шварц рассказывает об известных людях, которые создали славу Харькова. Отдельные главы он посвятил знаковым архитекторам, благодаря которым наш город обрел свое лицо: Александру Ржепишевскому, Александру Гинсбургу, Алексею Бекетову,
По парку Горького ездили экипажи
В Харькове много парков, но без сада Шевченко и ЦПКО имени Горького город потерял бы огромную долю шарма и неотразимости, считает автор и предлагает прогулку по саду Шевченко, которая могла бы состояться 200 лет назад. Для исторического визита во второй знаковый парк на Сумской – Городской (сейчас ЦПКО имени Горького) Станислав Шварц предлагает перенестись уже в 1894 год, когда здесь только начиналась разбивка территории и посадка деревьев.
– Это сейчас добраться до него легко, а в конце позапрошлого века его задумывали как место для загородных конных прогулок, – рассказывает харьковчанин. – Парк разбили по образцу Булонского леса – с аллеями для верховой езды и катания в экипажах.
Общественный транспорт «мчался» со скоростью 7 км/ч
Часть книги посвящена истории харьковского транспорта. В путешествии по городу автор предлагает прокатиться на первом местном общественном транспорте – на конной железной дороге, которая открылась 24 сентября 1882 года.
– До конки общественного транспорта в городе не было. Народ передвигался либо пешком, либо на дрожках, линейках, – описывает «летописец». – 24 сентября 1882 года от перекрестка Екатеринославской и Александровской в сторону Сергиевской площади отправился первый вагон конной железной дороги – конки. А вот и вагончик подошел со стороны вокзала. Вскакиваем на подножку и «помчались» со скоростью 7-8 км в час. Стоимость билета – пять дореволюционных копеек.
Позднее харьковчане стали мечтать о трамвае, курсирующем в пригород. В начале прошлого века дачников, которые ездили в Высокий, Мерефу, Люботин, было так много, что дачные поезда не справлялись с потоком людей, рассказывает Станислав Викторович. В 1910-е годы прошлого века в Харькове разрабатывался грандиозный проект проведения дачного трамвая. Министерство финансов, которое находилось в те годы в Санкт-Петербурге, выделило деньги для строительства линии, которая соединяла бы Холодную Гору, Рыжов, Люботин и другие дачные точки губернии. Инициаторы проекта успели даже построить вокзал в Люботине – с эстрадой для оркестра, который торжественно встречал бы дачные трамваи. Увы, строительство уникального трамвая прервала революция 1917 года.
Чувство юмора – не только одесская фишка
В книге много забавных моментов – они напоминают о нынешнем повальном переименовании площадей и улиц в Харькове.
– На Холодной горе есть улица Стефенсона. Почему улочку в частном секторе назвали именем великого английского создателя первого в мире паровоза – вопрос риторический. Для меня же она запомнилась метаморфозой в названии одной и той же улицы на разных домах. Пройдя несколько домов, я с удивлением обнаружил табличку «Улица Стефансона», но еще больше удивился, увидев надпись «Улица Стефанцова», затем «Улица Степанцова», а на последнем доме обнаружил и вовсе – «Улица Степанова». Жаль, подумал я, коротковата улочка, а то бы непременно через несколько домов ее трансформировали в улицу Степаненко.
Одесса считается столицей юмора, но Харьков вполне мог бы посоперничать за это звание, считает Станислав Шварц, – харьковчане тоже блещут юмором.
– Как-то в трамвае ко мне подошел парень и спросил, который час, – вспоминает автор книги. – Когда я ответил, он сказал: «О, мне уже пора выходить!». А в электричке как-то мужчина продавал прессу. Одна из пассажирок стала возмущаться, что он продает газеты недельной давности. Он на нее посмотрел: «А что такое? «Войну и мир» Толстого до сих читают».
Чтобы наш город по достоинству заблистал, ему, наконец, нужно определиться со своей фишкой, считает Станислав Шварц и предлагает для этой цели создать в Харькове архитектурный театр – в частности, воссоздать в 3D исторический облик нынешней площади Конституции.
Продолжение книги о Харькове следует: в следующем году Станислав Шварц обещает представить миру еще один фотоальбом.