В сентябре парламент рассмотрит блок законопроектов, подготовленных Министерством образования и науки, среди них — базовый закон «Об образовании», который предусматривает кардинальную реформу школьной системы.
Двенадцатилетняя система школьного образования соответствует мировой практике, считают в Министерстве образования и науки Украины.— Мы хотим, чтобы наше образование соответствовало международным стандартам, чтобы нас понимали в Европе и Америке, — заявил министр образования и науки Украины Сергей Квит. — 12 классов будут оканчивать дети, которые пойдут в школу в 2016 году. Это будет осуществляться постепенно, за это время мы успеем обеспечить материально-техническую базу, кадровый состав.
По словам Сергея Квита, одна из причин перехода на новую систему — перегруженность учебных программ. С переходом на 12-летку их планируют облегчить и сделать более интересными для детей.
— Есть ли смысл вводить 12-летнее образование — не знаю, — признается директор департамента образования Харьковского горсовета Ольга Деменко. — 12-летняя школа уже внедрялась в 2002 году, но в 2010 году ее отменили, так и не пройдя ни одного 12-летнего цикла. По словам министра образования и науки, внедрение 12-летнего образования в этот раз повлечет серьезные изменения в системе образования, поэтому нынешних первоклассников оно не коснется. Но я думаю, не стоило бы торопиться с реформами. 4-е и 7-е классы до сих пор не могут получить новые учебники, а если мы сейчас введем 12-летнее образование, проблем с обеспеченностью школьников пособиями снова не миновать.
Полное среднее образование начинается в возрасте 6–7 лет. Оно будет включать три уровня: начальное образования продолжительностью пять лет, базовое среднее — четыре года и профильное среднее образование — три года. Авторы законопроекта считают, что целью начального образования должны стать разностороннее развитие ребенка, духовное и моральное воспитание личности, подготовка к следующему уровню — базовому среднему образованию.
На базовом уровне школьникам планируют дать ключевые знания по основам наук и культуры, привить этические нормы, способствовать физическому и эстетическому развитию, помочь самоопределению ребенка в обществе. В этот период школьник также должен определиться со своими желаниями и наклонностями и к старшим классам сделать сознательный выбор будущей профессии. С 10-го класса начнется профильное среднее образование. По мнению первого замминистра образования и науки Инны Совсун, внедрение системы среднего образования — одно из ключевых изменений, это позволит школьникам сделать акцент на профильном обучении в старших классах, чтобы лучше подготовиться к выбору профессии.
«Дети колоссально перегружены»
В профильном образовании предлагают два направления: общеобразовательное и профессиональное.
Общеобразовательное направление будет сочетать полное среднее образование по Государственному стандарту и углубленное изучение предметов для поступления в высшую школу по выбранной специальности. Профессиональное направление тоже предусматривает полное среднее образование по Государственным стандартам, но с профессиональным уклоном — ученики смогут получить профессию, с которой прямо из школы смогут стартовать во взрослую жизнь. Такому выпускнику по окончании школы вместе с аттестатом вручат степень квалифицированного рабочего. В школах разных регионов будут преподавать разные профессии — с ориентацией на рынок труда.
— Профильное образование — правильная вещь, — убеждена Ольга Деменко. — Дети колоссально перегружены предметами, и к 11-му классу им абсолютно все равно, куда поступать. От европейских школ мы отстаем в специализации. Ребенок с 9-го класса должен понимать, кем он хочет быть и какие предметы ему для этого нужно учить, для этого и должна быть дифференциация. Если ребенок собирается, например, поступать на физико-математический факультет вуза, вероятно, ему не нужны три урока химии в неделю, а будущему филологу лучше больше внимания уделять языку и литературе. Таким образом, дети не будут перегружены и получат только те знания, которые им нужны.
Гуманитарные, математические или творческие способности помогут выявить школьные психологи даже в 1-м классе, уверяет Ольга Деменко.
Что касается профессионального образования, то в выборе специальностей школы будут исходить из рекомендаций службы занятости.
Родители смогут сами выбирать директоров школ?
По словам Инны Совсун, неэффективна и нынешняя система управления в образовании. Типичный, по ее мнению, пример — система аттестации школ, которая проводится местными органами управления. Во время обсуждения проекта Сергей Квит поддержал идею представителей общественности о том, что в законопроекте «Об образовании» должны быть зафиксированы права и обязанности родителей. А к оценке качества школ и работы директоров планируют привлечь родительские комитеты.
— Директор школы должен избираться под контролем родителей и общественности — голосованием. В свою очередь, кандидат на должность администратора должен представить свое видение реформирования школы. Это гибкая система и должна быть прописана в законе, — заявил Сергей Квит.
Если школа не будет соответствовать критериям и государственным стандартам качества, орган управления, получив независимый отчет комиссии, сможет принимать решение о смене руководства такой школы, обещает Инна Совсун.
ВНО будут сдавать чаще
Второе новшество — тестирование, которое должны сдавать не только выпускники школ и абитуриенты. По завершении базового и полного среднего образования достижения выпускников 9-х и 12-х классов должны подтверждаться государственной итоговой аттестацией, которая будет проходить в форме внешнего независимого оценивания.
— Кардинально ничего не изменится: и сегодня выпускники начальной школы сдают государственную итоговую аттестацию, — разъясняет Ольга Деменко. — Просто, если закон будет принят, вместо ГИА будет внешнее независимое оценивание. Какой бы балл ребенок ни получил, его будут учить до окончания учебы в школе. Но прежде чем вводить ВНО в начальной и средней школе, специалисты должны серьезно поработать над тестами: сейчас 11-классники готовы к тестам, поскольку их тщательно готовят к ним в старшей школе, а ребенка начальной школы нужно сначала научить пользоваться тестовой системой.
12-летнее образование — очередной эксперимент над родителями и детьми?
— Профессиональное образование — это неплохая идея, — делится бабушка второклассника Светлана Владимировна. — Я училась в школе в 1970-е годы: в старших классах один день в неделю у нас специально был отведен для занятий на учебно-производственном комбинате. Занятия были серьезными, не для галочки. Из школы я вышла не только с аттестатом, но и с «корочкой» швеи-мотористки. Быть швеей я не собиралась — окончила университет, но полученные знания пригодились для себя. Кроме того, я знаю — если вдруг останусь без работы, есть профессия, которая меня выручит.
— Самые большие сомнения вызывают у меня 12-лет учебы в школе, — делится Ксения, мама 21-летней Карины. — Помнится, в 2002 году уже было подобное начинание. Тогда в министерстве тоже поставили школьную систему с ног на голову, издали массу учебников, а в результате эта идея так ничем и не закончилась. Опасаюсь, что на этот раз будет то же самое — всего лишь эксперимент над родителями и детьми, в который вложат миллионы государственных денег, а нововведения себя не оправдают. Мало того — скорее всего, между школьными выпусками 11-летней и 12-летней системы снова образуется прореха — вузы на один год останутся без абитуриентов — выпускников школ, как это было в 2011 году.
— С моей точки зрения, самое важное, с чего стоит стартовать в реформе образования, — менять систему управления, — считает мама первоклассника Татьяна. — То, что будет прописано для школы законодательно, не будет работать, пока школа сама не научится жить динамично, ориентироваться не на указку районо и гороно, а на рынок, понимать, какими должны быть выпускники учебного заведения.
— Самые большие сомнения вызывают у меня 12-лет учебы в школе, — делится Ксения, мама 21-летней Карины. — Помнится, в 2002 году уже было подобное начинание. Тогда в министерстве тоже поставили школьную систему с ног на голову, издали массу учебников, а в результате эта идея так ничем и не закончилась. Опасаюсь, что на этот раз будет то же самое — всего лишь эксперимент над родителями и детьми, в который вложат миллионы государственных денег, а нововведения себя не оправдают. Мало того — скорее всего, между школьными выпусками 11-летней и 12-летней системы снова образуется прореха — вузы на один год останутся без абитуриентов — выпускников школ, как это было в 2011 году.
— С моей точки зрения, самое важное, с чего стоит стартовать в реформе образования, — менять систему управления, — считает мама первоклассника Татьяна. — То, что будет прописано для школы законодательно, не будет работать, пока школа сама не научится жить динамично, ориентироваться не на указку районо и гороно, а на рынок, понимать, какими должны быть выпускники учебного заведения.