С началом учебного года благотворительный фонд «Харьковские ассамблеи» приглашает детишек, их родителей, бабушек и дедушек в увлекательное путешествие в мир классической музыки. На днях стартует один из проектов — «Беседы о музыке».

Музыканты приглашают детишек на классику


— Все концерты программы проходят в большом зале Харьковского национального университета искусств имени И.П. Котляревского. Вход на мероприятия — свободный, — рассказывает директор БФ «Харьковские ассамблеи» Ирина Сухленко. — Меня обескуражили данные, опубликованные в одном из отчетов на сайте Министерства культуры. Как выяснилось, в Украине эстетическим образованием охвачены только 8% детей. Я считаю, это гуманитарная катастрофа. Люди не знают, зачем нужно ходить в концертные залы, что они могут там услышать. Наша задача — воспитать слушателей классической музыки.

Организаторы детских программ планируют в течение нынешнего учебного года провести четыре концерта цикла «Беседы о музыке». Первый состоится 20 сентября в 14.00 в рамках проекта «Детская филармония».

— Концерт просветительского характера: в нем будет не только звучать музыка, но и рассказ о ней. В мероприятии концерте участвуют студенты консерватории и юные музыканты из харьковских музыкальных школ. Мы ждем на наши концерты малышей от трех лет, их родителей, бабушек и дедушек. Этот проект проходит второй год, и из опыта прошлого года, такие концерты прекрасно воспринимают слушатели любого возраста, — говорит Ирина Сухленко. — Кроме того, на каждом концерте мы стараемся максимально представить палитру музыкальных инструментов. В «Беседах о музыке» мы расскажем о пианино, гитаре, бандуре. Как оказалось, немало людей не знают, как выглядят некоторые музыкальные инструменты. В прошлом году, например, мы показывали арфу, и наши гости с удивлением подходили поближе к инструменту, просили его потрогать, чтобы иметь о нем представление.

Юным дают возможность прикоснуться к тайнам закулисья


15 ноября «Харьковские ассамблеи» предлагают харьковчанам второе мероприятие цикла — «Путешествие в оркестр».

— Посещая филармонию, слушатели не всегда догадываются, что как работает симфонический оркестр. Поэтому мы попытаемся максимально рассказать о симфоническом оркестре, об инструменте с самым низким звучанием, самым высоким, о самом старом и самом молодом музыкальном инструменте, — говорит организатор проекта. — Одна из задумок — показать также малознакомые слушателям музыкальные инструменты: например, контрабас или фагот.

Организаторы мероприятий готовы к тому, чтобы дать ребятне возможность поближе познакомиться с музыкальными инструментами, посмотреть, как они работают, прикоснуться к волшебству звука.

Накануне Нового года, 27 декабря детишкам обещан концерт «Сказки, рассказанные музыкой: «Щелкунчик». На концерте будут читать сказку, а маститые и юные музыканты — артисты консерватории и дети из музыкальных школ — будут исполнять музыку из этого балета.

На 27 марта запланирован концерт «Природа в музыке». Детвора услышит музыкальные произведения, посвященные природе.

— Мы послушаем, например, «Апрель» Петра Чайковского, «Море» Дебюсси, «Болеро» Равеля и поговорим с детьми о том, какими средствами музыка может показать разное состояние природы, — делится Ирина Сухленко.

Публике нравятся низкие звуки


На концертах «Харьковских ассамблей» дети воспринимают даже музыкальные произведения, которые считаются сложными.

— Наша публика очень хорошо приняла джазовую музыку. На одном из первых джазовых концертов мы очень волновались, что наши слушатели ее не воспримут и быстро устанут. Но вопреки ожиданиям, когда концерт уже подходил к завершению, из зала стали кричать: «Еще! Еще!», причем кричали даже не дети, а родители, — вспоминает Ирина Юрьевна. — Чтобы музыка была понятной, перед исполнением сложных для детского восприятия произведений мы делаем подводку, чтобы дети понимали, что они сейчас услышат. Если аудиторию правильно подготовить, она слушает и воспринимает, а главное — многие хотят приходить еще. Один раз я сделала эксперимент: загадывала детям загадки — предлагала после прозвучавшей назвать произведение, и фактически все ответили правильно.
К слову, детвора в восторге от низких звуков и музыкальных инструментов, которые их воспроизводят.

— Как-то на сцене так грохотали литавры, что даже я, как аккомпаниатор, абсолютно не слышала, что играю, а вот дети были в полном экстазе от этого мощного звука: зал ревел от восторга, — вспоминает Ирина Сухленко. — Вероятно, не случайно по данным исследований, учителям-мужчинам удается эффективнее работать с детьми, поскольку дети лучше реагируют на низкие звуки голоса. Возможно, причина этому — звуковые частоты, в которых скрыто нечто патриархальное, воспринимаемое как авторитет. Кроме того, детей впечатляет и ярко выраженный ритм.

Проект «Беседы о музыке» стартовал в прошлом году, но у него уже появились поклонники. Ирина Сухленко узнает в зале детей, которые стали постоянными слушателями концертов, а это значит, что классическая музыка воспитывает новое поколение слушателей.

В течение учебного года «Харьковские ассамблеи» обещают порадовать маленьких и взрослых меломанов другими насыщенными, увлекательными проектами: «Музыкальный алфавит», «Детская филармония», «Музыкальные династии», «Каникулы в университете искусств».