С пустым портфелем, без наказов местных властей улетел вчера в Киев лоббировать интересы Харьковщины народный депутат Украины Дмитрий Святаш. Накануне, в субботу, он посетовал журналистам на невнимание и равнодушие со стороны властей, которые не хотят из-за своих политических амбиций использовать рычаги, имеющиеся у «своих» народных избранников.

Народные депутаты вслепую ищут финансово болевые точки на теле региона
Дмитрий Святаш сообщил представителям СМИ, что утром в понедельник в бюджетном комитете Верховной Рады Украины (ВР) начнется заседание по вопросу финансирования регионов. Для решения проблем, касающихся субвенций, дотаций, финансирования различных региональных программ, в столицу приглашены депутаты-мажоритарщики со всех 24 областей страны и Автономной Республики Крым. При разделе «финансового пирога» страны каждый депутат будет, по выражению Святаша, «тянуть одеяло на свой регион».
«К сожалению, Харьковщине в этом отношении не повезло», — считает народный депутат. По его словам, у него и его коллег-депутатов нет ни одного предложения от местной облгосадминистрации. С момента ее формирования до сегодняшнего дня не проведено ни одного совещания с народными депутатами Украины, не были изложены позиции по развитию области и финансированию каких-либо программ. «Я был вынужден пойти уже совсем официальным путем, — отправить запросы на имя городского головы и губернатора о том, какие предложения у них есть по поводу финансирования», — сообщил Дмитрий Святаш. Он уверен, что негативные последствия денежного голодания региона «потом все обязательно будут сваливать на депутатов», как в «старом анекдоте с невесткой».
В связи с отсутствием статистических и аналитических материалов, не видя реальной картины на местах, народный депутат Святаш решил действовать на свой страх и риск. По его мнению, необходимо увеличить финансирование областной программы «Школьный автобус», потому что у нас ее финансирование «почему-то уменьшено, а в других областях увеличено».
Просить денег Святаш собирается и на строительство Харьковского метро. Правда, вносить предложения он будет «эмоционально». По его словам, было бы «намного проще это делать, если бы у меня был расчет, представленный Харьковским областным управлением транспорта или метрополитеном».
Не обойдет вниманием народный депутат Украины проблему финансовой поддержки и развития определенных отраслей. В частности, Дмитрия Святаша интересуют крупные государственные проекты «Бронетехника», «Самолетостроение» и «Космос» — программы, имеющие к Харькову прямое отношение. Но больше всего Дмитрия Владимировича волнует состояние машиностроения. Он считает, что если эта отрасль заработает более эффективно, в местные бюджеты будет поступать столько средств, что не придется выпрашивать в ВР «какие-то 200 миллионов дотации» для стабилизации ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве города.
Кстати, это обращение сессии горсовета к ВР вызывает у Дмитрия Святаша удивление. Харьков — в отличие от сотен других украинских городов — не дотационный город и никогда им не был. Поэтому подобное желание, считает депутат, является способом переложить ответственность с себя на ВР. «Вам «шашечки» нужны или ехать? Если «шашечки», давайте внесем в Верховную Раду предложение выделить 200 миллионов и получим вполне обоснованный отказ. Если ехать, то необходимо хотя бы консолидированно решать этот вопрос — то есть властей и депутатов. А на что пойдут средства от повышенных тарифов? На модернизацию жилищно-коммунального хозяйства? А где программа его развития в городе? Как рассчитывалась себестоимость услуг? С учетом 50% будущих недопоступлений от должников?»
«Мне абсолютно непонятно, — продолжает Святаш, —почему у всех органов, кроме ВР, голосование тайное? Это же страусова политика. Любой желающий может зайти на сайт ВР и проверить, как голосовал тот или иной депутат. А тут горсовет решает насущные проблемы жизни города, а голосование — тайное. Причем все депутаты в местные советы выбирались по мажоритарному принципу. Поэтому избиратели должны знать, как он голосовал по тому или иному вопросу. А вот если депутат избран от партии, то это вопрос доверия к партии».
На вопрос журналистов об отношениях между депутатами-мажоритарщиками и предыдущей властью Дмитрий Святаш ответил, что эти отношения не были идеальными. Хотя в конечном итоге стороны приходили к взаимопониманию для решения вопроса финансирования определенных областных программ. «Прошлая власть была профессиональной, по крайней мере в областном масштабе. Она не заканчивается Кушнаревым. До него еще был Демин, Масельский». Раньше депутатов и представителей различных политических сил, вне зависимости от политических и личных пристрастий, за неделю до бюджетной сессии ВР приглашали на открытые встречи к харьковскому губернатору, где формировались предложения по поддержке в Киеве тех или иных программ и направлений. А вот следовать этим рекомендациям или нет — определялось личным желанием депутата.
«К сожалению, нынешняя облгосадминистрация стала партийным органом народного союза «Наша Украина», а не исполнительным органом, который заботится о благосостоянии жизни региона и о системном развитии экономики региона, — подчеркнул Дмитрий Святаш. — У нас могут быть абсолютно разные политические взгляды и пристрастия, но губернатор и мэр являются чиновниками, и я являюсь чиновником в рамках своих полномочий. Мы обязаны взаимодействовать для решения вопросов жизнедеятельности региона и города. Конфликт строится не в плоскости «Святаш — Аваков», хотя так получилось, что я его персонифицировал. Конфликт строится в системном взаимоотношении различных ветвей власти. Поэтому я выступаю не за политические, а за системно-прагматичные отношения между ними».

Справка

Святаш Дмитрий Владимирович, народный депутат Украины
(по 171-му избирательному округу г. Харькова) с марта 2002 года. Работает в комитете по вопросам финансов и банковской деятельности. Является членом фракции Народной партии.
Телефон общественной приемной: (057) 717-67-85.

В тему

Стимуляция депрессивных
Президент Украины Виктор Ющенко подписал Закон Украины «О стимулировании развития регионов».
Согласно закону, определены так называемые «депрессивные территории», нуждающиеся в стимуляции. К ним относятся: территория или ее часть, уровень развития которой является самым низким среди территорий соответствующего типа. С целью предоставления наиболее эффективной государственной помощи депрессивной территории их разделяют на такие группы: регионы, промышленные районы, сельские районы и города областного значения. Центральный орган исполнительной власти по вопросам экономической политики и местные органы исполнительной власти на основании данных государственной статистической отчетности по результатам ежегодного мониторинга развития территории разрабатывают предложения относительно признания ее депрессивной. Принимает решение о признании территории депрессивной Кабинет министров Украины. Срок, на который территории предоставляется статус депрессивной, не может превышать
семи лет.
С момента получения территорией статуса депрессивной относительно нее применяются соответствующие мероприятия стимулирования развития. К числу таких мероприятий относятся: целевое направление государственных капитальных вложений в развитие производственной, коммуникационной и социальной инфраструктур, предоставление государственной поддержки малым предприятиям, содействие занятости населения и другие.
Финансирование стимулирования развития депрессивных территорий осуществляется за счет средств, предусмотренных на эту цель в государственном и местных бюджетах Украины. Сумма средств не может быть меньше чем 0,2% доходной части государственного бюджета за соответствующий период. Главным распорядителем выделенных на эту цель средств является центральный орган исполнительной власти по вопросам экономической политики.
Этот Закон вступает в силу с 1 января 2006 года.
По материалам УНИАН