Недавно в Доме архитектора прошла необычная премьера. Впрочем, все, что делает режиссер Степан Пасечник вместе со своим театром «PS», назвать «обычным» довольно-таки сложно.
После трехлетнего молчания «PS» открыл свой театральный сезон спектаклем по пьесе польского драматурга Матэя Вишнека «Пригода ведмедиків панда, яку розповів один саксофоніст, що мав подружку у Франкфурті».Всего девять дней и ночей у Мужчины и Женщины. Девять дней и ночей для того, чтобы понять и объяснить слишком много. Ему — наконец-то понять, что же такое Любовь и для чего Он существует или существовал в этом измерении, а Ей — объяснить, что для того, чтобы Любить, зачастую не нужны слова и не обязательно четко понимать, что же на самом деле происходит вокруг тебя.
…Утро. Кровать. Просыпается Мужчина и видит около себя Женщину. Кто Она и откуда появилась, Он не знает, но очень хочет, чтобы Она осталась. Она обещает приходить каждую ночь. Однако этих ночей будет только девять. Иногда она приходит днем, иногда ночью, иногда не приходит вообще. В какую-то из ночей Он начинает понимать, что для того, чтобы общаться, не обязательно говорить слова, а самые нереальные вещи вдруг могут стать совершенно реальными. А для того чтобы быть вместе — не обязательно быть вместе физически. В конце девятой ночи Она спрашивает: «Ты еще хочешь перейти по ту сторону? Ты еще видишь свое тело? Оно тебе не мешает?» Ворвавшиеся в квартиру соседи находят комнату пустой…
Вот таким — наполовину мистическим, наполовину реалистическим — спектаклем и начал свое возрождение театр «PS» под руководством режиссера Степана Пасечника. Впрочем, сам режиссер ничего супермистического в пьесе не видит: «Я не рассматривал эту пьесу как какую-то мистическую историю. Возможно, что это девять дней после смерти… Где-то там по сюжету звучит машина, очевидно, это была автокатастрофа. Однако драматург не настаивает на этом. Можно играть это как историю про смерть и про встречу со смертью. А можно — про любовь, жизнь и ее смысл». Впрочем, решать, о чем же этот спектакль, Пасечник как всегда предоставил зрителям, скорее ставя вопросы, чем давая ответы.
Это спектакль для двоих актеров и для двоих зрителей: попасть в зал можно было только со спутником или спутницей. То, что звучит и происходит на сцене во время этого спектакля, по мнению Степана, пара должна слышать и видеть вместе. Об этом невозможно рассказать вечером за чашкой чая.
Сцена, на которой происходило действо, тоже не вполне, а скорее, «вполне не» традиционна: большой овальный стол, на котором и вокруг которого развивались события. Камерности спектаклю добавлял и джаз, который был удачной иллюстрацией происходящего на сцене. Историю все-таки рассказывал саксофонист…
Пьеса польского драматурга Матэя Вишнека попала в руки Степана Пасечника еще полтора года назад, когда театр «PS» принимал участие в фестивале Чтений современной немецкой драматургии, который проходил в Киеве под эгидой Дома Гете. Там Степан и познакомился с украинским драматургом Недой Нежданой, которая и показала режиссеру эту пьесу.
Прошел почти год, и двое молодых актеров — Виктория Мищенко и Кирилл Лукаш — начали самостоятельно работать над материалом. Идея поставить такой необычный спектакль Степану понравилась. Так и появился он в репертуаре театра.
Без мистики не обошлось и во время работы над материалом. Так, например, девятой картинкой в новом мобильнике Кирилла Лукаша, купленном накануне репетиций, был медвежонок панда. А когда Кирилл впервые читал пьесу, он совершенно четко, в местах, где были женские реплики, слышал голос Вики Мищенко. «В этой пьесе много фантасмагорического, — говорит Лукаш. — Вокруг нее много интересных случайностей, а может быть, это вовсе и не случайности. В этой пьесе нет героя как такового, есть ситуация, поэтому я не играю героя —
я существую в ситуации».
Несмотря на мистичность премьерного спектакля, проблемы у театра вполне реальные: где взять денег на костюмы, реквизит, афиши, найти помещение для спектакля. Сегодня негосударственные театры в Украине государство либо поддерживает слабо, либо не поддерживает вообще. Благо у «PS» есть такие друзья, как Дом архитектора, издательство «Золотые страницы», кафе «Картуш» и медиаполис «Альта», которые и помогли провести этот спектакль.
В театре существуют три вида пафоса. Пафос драматурга — он пишет о себе; пафос режиссера — он ставит пьесу о себе; и пафос актера — он играет про себя. Когда эти виды пафоса совпадают, рождается искусство. В этот раз пришедшие на спектакль присутствовали, похоже, именно при таком рождении.
Комментарий
Степан Пасечник, художественный руководитель театра «PS»:
«На мой взгляд, все, что было написано и поставлено на сцене, — абсолютно все о любви или же о ее отсутствии. И «Гамлет», и «Ричард III» — тоже о любви, просто потом на это основное «о любви» накладываются определенные сюжеты. Несмотря на то, что эта пьеса действительно о любви, она, наверное, все же о том, что же за штука — эта человеческая жизнь».