Поздно вечером 16 сентября сотрудники Орджоникидзевского РОВД в районе «столбов» на въезде в Харьков (по Ростовской трассе) остановили самосвал «КамАЗ», кузов которого был доверху нагружен элементами металлических конструкций.

Как выяснилось, изделия принадлежат «Харьковметрострою» и предназначались для строительства 30-й станции Харьковского метрополитена.

Поскольку документов на перевозимый груз у водителя не оказалось, а сам он не смог объяснить, на каком основании «железо» оказалось в машине, грузовик был задержан и отправлен на штрафстоянку на территории райотдела.

А на следующее утро на территорию базы ПАО «Харьковметрострой», расположенной на околице Харькова недалеко от плиточного завода, прибыла следственно-оперативная группа этого райотдела милиции. Ведь именно с этой базы, как оказалось, выехал накануне под покровом темноты тот самый «КамАЗ». И нагружен он был не просто «железяками», а элементами опалубки, без которой невозможно выполнять прокладку тоннелей подземки. Вместе с правоохранителями на базу приехали и корреспонденты «Вечернего Харькова». Как выяснилось, вывоз материалов с базы начался еще на прошлой неделе.

— В пятницу, 11 сентября, наша охрана сообщила о том, что 20–30 неизвестных с применением спецтехники и спецсредств вырезали ворота и проникли на огражденную территорию «Харьковметростроя». По нашим подсчетам, было вывезено порядка шести ЗИЛов (около 50 тонн) с инструментами, метизами, задвижками — они применяются при строительстве метро, и подрядные организации, которым нужна данная продукция, очень рассчитывали на нее. Теперь начались перебои в поставках этих материалов для строительства метро. Под угрозой — сроки строительства станции «Победа», — сообщил представитель ПАО «Харьковметрострой», юрист Валерий Гоготов.



«Вечерний Харьков» уже писал о том, что в 2008 году часть зданий и строений «Харьковметростроя», расположенных на указанной территории, была отчуждена на имя третьих лиц, и предприятие через суд попыталось их вернуть. И вот эта история получила продолжение.

— Три здания по решениям суда в 2008 году были признаны как бесхозные и переданы третьим лицам, — поясняет Валерий Гоготов. — К сожалению, в связи с тем, что прошло очень много времени — более пяти лет, мы сейчас не можем оспорить данный факт. Следовательно, фактически частично согласны с тем, что некоторые постройки являются не нашей собственностью, но имущество, которое находится в этих зданиях, третьим лицам не передавалось, оно по-прежнему остается на балансе «Харьковметростроя».

История с захватом имущества «Харьковметростроя» получила продолжение. Около 50 тонн изделий, необходимых для строительства станции «Победа» были вывезенными неизвестными, предположительно, на металлолом. Под угрозой оказалось строительство 30-й станции подземки.

Однако новые владельцы зданий решили распорядиться метростроевским имуществом как своим, причем действовали, как заправские рейдеры.

— Неизвестны были в балаклавах, и у них сквозь одежду просматривался карабин «Сайга», — говорит Валерий Гоготов. — На территории базы установлены камеры видеонаблюдения, поэтому они отвернули их, чем фактически подтвердили незаконность своих действий. Если бы они действовали легально, никого бы не боялись. Однако они стали угрожать охранникам: «Открываем огонь, стрелять будем!». Учитывая малочисленность нашей охраны, мы вызвали оперативно-следственную группу РОВД. Но ей были показаны документы на землю и здания и заявлено, что это их имущество. Но спустя время (к сожалению, потерянное) все-таки были подняты инвентаризационные ведомости и составлено сразу несколько заявлений о том, что деятельность данных лиц незаконная, и эти конструкции принадлежат нашему предприятию. В основном «рейдеров» интересовали металлические конструкции, причем в огромных количествах!
 

Милицию на базу не пустили


Вести это дело в Орджоникидзевском РОВД поручили лейтенанту милиции Ивану Бронову.



— 14 сентября поступило заявление от «Харьковметростроя» о том, что со склада предприятия, расположенного на улице Коммунальной, 23 в селе Затишье (эта территория теперь вошла в состав города Харькова), неустановленные лица вывозят имущество, принадлежащее предприятию, — рассказывает Иван Бронов. — На место происшествия прибыла следственно-оперативная группа. В тот момент там были представители «Метростроя», а также представители ЧП «Яна». Последние утверждали, что помещение принадлежит им, и не дали возможности осмотреть здание внутри. На следующий день было зарегистрировано уголовное производство по данному факту — первично дело было квалифицировано как кража с проникновением (ст. 185 ч. 3 УК Украины).

По словам Ивана Бронова, правоохранители обратились в суд с ходатайством о разрешении проникнуть в здание для осмотра. И Орджоникидзевский райсуд выдал такое определение. Однако когда милиция снова приехала на базу 16 сентября вечером, ее... не пустили.

— Вместе с представителями той стороны, чьи это склады, были еще несколько человек в камуфляжной форме (они назвались частной охраной). Они не дали возможности нам пройти, предложив приехать на следующий день. Но когда мы приехали 17 сентября, этих людей там уже не было, — говорит Иван Бронов. — Представитель «Метростроя» указал, какие помещения подлежат осмотру, но мы смогли осмотреть не все, потому что осмотр — не обыск, мы не имеем права взломать замок в закрытых помещениях. Но и увиденного было достаточно, чтобы убедиться, что многого имущества нет.

Следствию пригодились фотографии «Вечернего Харькова»


В ходе осмотра территории, в котором вместе с работниками милиции участвовали и журналисты «Вечернего Харькова», открылась неприглядная картина. Прямо на рампе центрального склада в кучу свалены ящики из-под метизов, рядом валялись отсыревшие сварочные электроды, автомобильные фары.



На рампе другого склада лежал раскуроченный трансформатор, точнее — его железный каркас без «цветмета» — его, видимо, поспешили вывезти в первую очередь. В одном из раскрытых складов виднелся разобранный электрощит. Работники милиции вместе с представителями «Харьковметростроя» произвели опломбирование и опечатывание всех складских дверей. А фотокорреспондент «Вечернего Харькова» через окно сфотографировал то, что находится внутри. Эти снимки также приобщили к делу, поскольку они помогут метростроевцам определить размеры ущерба.

К слову, как раз накануне вечером с территории базы выехал тот самый «КамАЗ» с металлом, который был задержан сотрудниками Орджоникидзевского РОВД до выяснения обстоятельств. Сейчас принимается решение о том, чтобы наложить арест на автомобиль. Будут устанавливаться все обстоятельства.
 
— Благодаря сотрудникам Орджоникидзевского РОВД машина с элементами опалубки сейчас находится на штрафплощадке на территории райотдела, — говорит Валерий Гоготов. — Нас интересует круг лиц, которые все это совершают. Люди, которые были на базе в момент приезда правоохранителей, действуют от имени собственника — Крутас Надежды Николаевны. Но у нас есть по этому поводу большие сомнения, надо смотреть документы, изучать факты. На данный момент размер убытка не установлен, но по предварительным подсчетам, если умножить 50 тонн металла на 3,25 грн./кг, — не менее 150–170 тысяч гривен. Это если считать убытки по стоимости металлолома. Но это ведь конструкции! Если их рассматривать как изделия, то размер ущерба может быть в три-четыре раза больше. Но важно еще и то, что украденные изделия нужны для строительства тоннелей и станции метро «Победа»!



В виду важности этого уголовного производства, оно находится на контроле у руководства МВД города и области. Отслеживать ход расследования берется и «Вечерний Харьков».